Юридический портал - Оlgis

Как рассчитать транспортный налог

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами Обязанности менеджера по обслуживанию

Могут ли отключить свет за неуплату, если есть маленький ребенок?

Адвокат по уголовному делу уходит от защиты Можно ли дать отвод адвокату противоположной стороны

Как правильно написать претензию: образец

Курсовая работа: Построение системы бережливого производства

Бережливое производство. Вводный курс. Корпоративная программа обучения для руководителей метинвеста Стандартные операционные процедуры

Огнетушители углекислотные – устройство и технические характеристики Срок службы огнетушителей оу 5

Что проверяет инспектор гпн при проведении плановой проверки пожарной безопасности

Общие сведения о боевом развертывание

Методы оценки стоимости нематериальных активов

Что входит в расходы на ниокр и как они учитываются Окр конструкторская

График приема граждан руководством и должностными лицами администрации президента республики беларусь

Наименование и основание для выполнения работы

Кабельная сеть, электропитание, заземление

Что обязательно должно быть в анамнезе. Министерство здравоохранения украины Винницкий национальный медицинский университет им. М.И. Пирогова. Что включает в себя анамнестическое исследование жизни

Основные жалобы больного, заставившие его обратиться к врачу, составляют центральную часть анамнеза, и поэтому тщательное выяснение и уточнение их чрезвычайно важно.

Жалобы подразделяются на:

  1. определенные (боли, кашель, рвота, лихорадка), связанные с очерченными анатомическими изменениями органов;
  2. неопределенные, стертые (нездоровится, «не по себе»), свойственные длительно текущим хроническим заболеваниям;
  3. невротические, со свойственной им гиперболизацией ощущений, избыточной яркостью и детализацией.

При выяснении жалоб никогда не следует спрашивать пациента, что у него болит. Необходимо дать возможность пациенту свободно высказаться, и только затем с помощью дополнительных вопросов уточнить его жалобы. Характер процесса выявления жалоб должен достаточно быстро приобрести рамки откровенной, естественной беседы больного с врачом. Прежде всего необходимо определить по возможности наиболее точную локализацию боли. Необходимо определить характер самой боли, а также ее распространение (иррадиация): например, при боли в сердце - распространение ее в левое плечо и руку при стенокардии, при боли в правом подреберье - в правое плечо и руку, под правую лопатку и т. д. Перечисленные особенности болевого синдрома носят название спектра болей. Кроме того, определенное значение имеют длительность болей и средства для их купирования (нитроглицерин - при стенокардии, сода - при болях под ложечкой и т. д.).

Анамнез болезни

Анамнез - это совокупность сведений, сообщаемых больным исследующему его врачу, которые используются для постановки диагноза и определения прогноза заболевания.

Процесс получения врачом анамнестических сведений называется собиранием, или сбором анамнеза.

Анамнез является своеобразной исповедью больного врачу. Поэтому крайне важно, чтобы пациент испытывал расположение и полное доверие к исследующему. Сбор анамнеза - это во многом искусство, которое неустанно совершенствуется по мере повышения квалификации врача и приобретения им опыта. Только в процессе собирания анамнеза врач имеет возможность оценить интеллект, характерологические особенности больного, особенности его психической сферы. Все это накладывает весомый отпечаток на изложение пациентом его ощущений, анализ которых столь необходим исследующему врачу.

Сбор анамнеза должен производиться по определенному плану.

Порядок сбора анамнеза

  • История настоящего заболевания - подробное описание развития заболевания с самого начала, а не только последнего его обострения (не ограничиваясь перечислением дат обращения к врачу и указанием поставленных диагнозов).
  • История жизни больного:
  1. биографические данные;
  2. перечисление заболеваний: подобных данному, заболеваний в детстве, в зрелом возрасте, заболеваний военного времени (алиментарная дистрофия, цинга, ранения, контузии), венерических, гинекологических заболеваний, психических травм, эпиданамнез;
  3. хронические интоксикации (курение, алкоголь, наркотики);
  4. аллергологический анамнез;
  5. опрос о родственниках (информация о наследственности и предрасположенности к заболеваниям, подобным данному);
  6. семейно- толовой анамнез: менструации (правильность, длительность, обильность), половая1 жизнь, женитьба (замужество), беременность, роды, аборты;
  7. социально-бытовой анамнез: условия труда в последнее время (гигиенические условия, характер работы), пребывание в отпуске; жилищные условия (количество комнат, этаж, отопление); регулярность, качественная характеристика питания;
  8. страховой анамнез: частота пользования листком нетрудоспособности, наличие группы инвалидности, с какого времени пациент имеет листок нетрудоспособности в настоящее время.
  • Опрос по системам и органам (status junctionalis).
  • Важно помнить, что сбор анамнеза - это активный метод исследования, в реализации которого решающую, ведущую роль играет врач. Анамнез должен быть полным, исчерпывающим и строго систематизированным. Для получения максимальной информации и чтобы не упустить какие-либо важные детали, при собирании анамнеза заболевания необходимо придерживаться определенной, всегда одной и той же последовательности ведения расспроса. По мнению многих клиницистов, для качественного сбора анамнеза наиболее важны первые 15-20 мин контакта врача с больным.

    Г. А. Захарьин считал, что «сбор анамнеза требует много выдержки, такта, знаний и умений», а «умение нужно постоянно совершенствовать». По его словам, расспрос является полным в том случае, «если нечего добавить». Анамнез лишь вначале звучит как монолог пациента, а затем постепенно, при скрытой инициативе врача, незаметной для больного, он должен трансформироваться в заинтересованный дружеский диалог.

    История настоящего заболевания

    История настоящего заболевания - это весьма важный раздел анамнеза, создающий основу, фундамент для диагностической гипотезы.

    Схематически в нем можно выделить:

    • наголо болезни (первые признаки и их причины по мнению больного);
    • течение - непрерывно прогрессирующее или прерывистое (со «светлыми» промежутками), рецидивирующее;
    • лечение, со слов пациента и по имеющимся у него медицинским документам (выпискам из историй болезней, медицинским справкам), объективно характеризующим течение и лечение заболевания;
    • причины последнего ухудшения (важные обстоятельства, жизненные ситуации).

    Удается разграничить два типа сбора анамнеза. Первый используется при острых заболеваниях, начинающихся чаще всего внезапно, на фоне полного благополучия. При этом больному задают вопросы: с чего началось заболевание, не предшествовало ли ему какое-либо другое заболевание - простуда, ангина или ОРВИ, переутомление, физическая нагрузка; если последняя сопровождалась повышением температуры, то какова она была и каков характер ее нарастания. Необходимо выделить основные признаки заболевания: к примеру, лихорадка, кашель, головная боль, общее состояние, и далее по дням - до момента поступления в больницу - попытаться выяснить динамику основных симптомов, которые могут сохраняться или регрессировать.

    Значительно сложнее второй тип сбора анамнеза, используемый при хронических заболеваниях, длящихся годами и десятилетиями. При этом следует определить ведущие начальные признаки заболевания и в процессе сбора анамнеза попытаться выявить динамику этих симптомов за определенный период времени (год, несколько лет, десятилетия). Одновременно выясняется вопрос о присоединении новых симптомов. При этом в центре внимания врача находится течение болезни и эффективность лечения. Такой сбор анамнеза существенно дополняется имеющимися у больного медицинскими документами, расширяющими представления о характере и течении заболевания. Последнее ухудшение анализируется врачом более подробно, собирание анамнеза должно быть приближено к первому типу.

    По качеству сбора анамнестических данных истории развития заболевания можно судить о квалификации врача, его профессиональных навыках, умении подойти к больному, способности разграничить главные и второстепенные, малозначимые сведения, характеризующие особенности патологии и ее течения в каждом конкретном случае.

    История жизни больного

    Именно в анамнезе жизни четко прослеживаются влияние социальной среды и взаимоотношения больного с ней, отражающиеся на его здоровье. В этом аспекте анамнестически изучаются юношеские годы, выявляются условия быта, питания, учебы в период формирования, время начала трудовой деятельности, условия труда и быта в зрелом возрасте, жилищно-бытовые условия, имеющие непосредственное отношение к течению многих хронических заболеваний. Здесь же выясняются особенности питания, пищевые привычки. Учитываются моменты, связанные с Великой Отечественной войной, любыми экстремальными ситуациями, ранения, контузии, развитие патологии, связанной с блокадой Ленинграда (цинга, алиментарная дистрофия). При нахождении пациента в блокадном Ленинграде необходимо ориентировочно выяснить, какая из форм дистрофии имела место - отечная или кахектическая (больной «пух» или «сох» с голода).

    Вначале расспрашивают о перенесенных в детстве заболеваниях (корь, скарлатина, дифтерия, коклюш и т. п.). Тот факт, что пациент в детстве много болел, может объяснить врачу ослабленность организма исследуемого, указать на пониженную его резистентность, большую подверженность к формированию впоследствии вторичного проявления иммунного дефицита (инфантилизм, моложавость), свойственные больным с некоторыми эндокринными заболеваниями (патология половых желез, гипофиза) или пациентам, с детства страдающим митральным пороком сердца (предполагается благоприятное воздействие на ткани хронической гипоксии).

    При расспросе в анамнезе жизни выясняется профессия, которая в современных условиях относительно мало сказывается на возникновении заболевания и в большей мере отражается на его течении. Сохраняют свое значение некоторые производственные факторы: химические (пары кислот и щелочей) и физические воздействия (запыленность помещений, гиподинамия). В условиях повсеместного нарушения большинства экологических норм данные факторы усиливают свое влияние на течение многих хронических заболеваний.

    В настоящее время особое внимание при сборе анамнеза жизни необходимо уделять туберкулезу, который за последние годы резко активизировался, в том числе вновь появились активные формы - с бацилловыделением.

    Важен вопрос о беспорядочных половых связях, который в наши дни все более актуален в связи с возможностью развития скрытых (латентных) уроинфекций (хламидиоз, микоплазмоз и др.).

    При опросе о хронических интоксикациях, помимо курения и употребления алкоголя (возможны весьма токсичные его суррогаты), необходимо, но крайне сложно выявить скрытую наркоманию или токсикоманию, которые стали достаточно часто встречаться среди молодежи. Это далеко не просто и удается лишь врачам с большим опытом.

    Особого внимания заслуживают анамнестические сведения о наследственности, предрасположенности - комплексе функциональных и морфологических особенностей организма, благоприятствующем возникновению заболевания и увеличивающем или уменьшающем устойчивость к ряду внешних условий. Такая предрасположенность при различных заболеваниях реализуется неодинаково. Она существует при бронхиальной астме, гипертонической болезни (ГБ), сахарном диабете, язвенной болезни. Наследственная предрасположенность в приблизительной форме выясняется с помощью опроса больного о здоровье родителей, с?стер и братьев, дедушек и бабушек, близких родственников по восходящей линии (родных дядей и тетей).

    При сборе анамнеза у женщин важен гинекологический аспект, который включает сведения о беременностях, числе абортов, характеристику месячных (длительность, обильность, наличие мажущих выделений в межменструальный период). Увеличенные размеры плода указывают на возможность сахарного диабета, а многолетняя полименорея может быть причиной развития железо-дефицитной анемии.

    Опрос по системам и органам

    Врач проводит расспрос больного по отдельным физиологическим системам, т. е. выясняет, какие ощущения испытывает пациент от деятельности отдельных систем внутренних органов, начиная от центральной нервной системы и заканчивая костно-мышечной. Необходимо подчеркнуть, что в собранных врачом данных в этом разделе не может звучать фраза: «Жалоб со стороны той или иной системы нет». Здесь важны как позитивные, так и негативные сведения. Примером может послужить расспрос о состоянии центральной нервной системы: «Сон нарушен, спит 4-5 ч, имеется бессонница, засыпает с трудом, в течение последних 5 лет регулярно прибегает к снотворному. Раздражителен, периодически отмечает головные боли в височной области, чаще во второй половине дня (по типу мигрени), на головокружения, шум в голове не жалуется. Наблюдается снижение памяти в течение последних 3-5 лет. Зрение нормально, слух несколько ослаблен на оба уха, изредка возникает шум в ушах».

    Аналогичным образом собираются и регистрируются данные по всем органам и системам.

    Следует напомнить, что неумелым и неосторожным поведением врач может нанести пациенту серьезную психическую травму. Речь идет о возможности развития ятрогенных заболеваний.

    Анамнез (anamnesis; греч. anamnē sis воспоминание) - совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Анамнез как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного .

    Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов. В современной клинической медицине анамнез продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии анамнез по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

    Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская ). Во время сбора анамнеза должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор анамнеза проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного - все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании анамнез обязательно дополняется данными медицинской документации.

    Основные разделы анамнеза - анамнез болезни и анамнез жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

    Анамнез болезни (anamnesis morbi) - сведения о возникновении и течении болезни. Устанавливают время и последовательность возникновения жалоб, характер начала болезни. Надо иметь в виду, что иногда болезнь после появления некоторых симптомов может затем длительно не проявляться, а в дальнейшем возникает осложнение, ошибочно принимаемое за начало болезни. Устанавливают причинные и способствующие развитию болезни факторы, повод для первого обращения к врачу, результаты проведенных исследований и установленный диагноз. Далее выясняют в хронологической последовательности течение заболевания, изменение субъективных и объективных признаков болезни в периоды обострений, длительность ремиссий. Короткий анамнез болезни дает основание подозревать острое заболевание или злокачественный процесс, а рецидивирующее течение - хронический процесс чаще воспалительного или аллергического характера. Устанавливают характер и последовательность появления новых симптомов, осложнений, динамику трудоспособности больного. Узнают, в какие лечебные учреждения обращался больной, какие применялись методы лечения, их эффективность. При возможности выявляют название и дозы применявшихся лекарств, оценивают их адекватность, эффект, переносимость, проявление побочных действий (фармакологический анамнез ). Эти сведения обеспечивают преемственность в лечении на новом этапе болезни.

    Анамнез жизни (anamnesis vitae) - сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие обследуемого, излагаемые в определенной последовательности. Объем этих сведений варьирует в зависимости от условий, в которых больному оказывается медпомощь. В неотложной ситуации выясняются только основные моменты, необходимые для диагноза и лечения. В целом, чем подробнее собран анамнез жизни, тем более понятен врачу больной с его индивидуальными особенностями, знание которых помогает уточнению диагноза и прогноза болезни, тактики лечения, профилактических рекомендаций. Необходимыми разделами анамнеза жизни являются: физическое и психическое развитие в детстве и юности; семейная жизнь и бытовые условия; вредные привычки; профессиональный анамнез ; перенесенные заболевания; аллергологический анамнез ; наследственность. У женщин собирают также акушерский анамнез .

    Оценка физического и психического развития больного в детстве, его этническая принадлежность, место рождения дают возможность заподозрить некоторые врожденные и эндемические заболевания. Для оценки психического развития больного важно уточнить, в каком возрасте он начал учиться в школе, какая была успеваемость, сколько классов окончил. Существенными для понимания больного являются сведения о его половом развитии, начале и особенностях семейной жизни. Выясняются условия жизни: характеристика жилища; материальная обеспеченность; полноценность питания (характер пищи, регулярность ее приема, периоды нарушенного питания); продолжительность и регулярность отдыха; занятия физкультурой и спортом. Уточняют, в каких местностях проживал или бывал обследуемый в течение жизни (климатический анамнез ). Активно выясняют наличие и характер вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, тонизирующих или токсических веществ; с какого возраста и в каком количестве употребляет их больной.

    Профессиональный анамнез включает сведения о всех этапах трудовой деятельности, службе в армии (род войск); о возрасте, в котором больной начал работать, приобретенных профессиях, должности; имеется ли инвалидность, ее причина, группа. Необходимо составить представление о трудовом процессе и режиме труда, физических, химических и бактериологических профвредностях, санитарном состоянии помещений. Важно выяснить мнение больного о связи заболевания с тем или иным вредным фактором, влиянии его на трудоспособность. У пожилых выясняют участие в Великой Отечественной войне, с какого возраста на пенсии, занимается ли общественной работой.

    Перенесенные заболевания, а также травмы, операции, контузии, ранения выясняют в хронологической последовательности, начиная с детства, отмечают их тяжесть, осложнения. Необходим анализ возможной связи настоящего заболевания с ранее перенесенной болезнью или ее лечением.

    Аллергологический анамнез включает сведения о наличии аллергических заболеваний у больного и его родственников. Обязательно уточняют проявления аллергии (крапивница, отек Квинке, анафилактоидные реакции, шок, отек слизистых оболочек носа, голосовых связок, бронхообструктивный синдром и т.д.), по возможности выясняют аллерген или предполагают его отношение к какой-либо группе веществ (лекарство, летучие вещества, пищевые продукты, вакцины, сыворотки и т.д.).

    При выяснении роли наследственности в развитии болезни устанавливают наличие того же заболевания или сходных болезней у кровных родственников. Выясняют возраст и причины смерти умерших родственников в предшествующих поколениях, здоровье детей больного. Уточняют наличие сходных болезней по линии только одного или обоих родителей.

    Акушерский анамнез касается детородной функции женщины. Выясняются цикличность и характер менструаций, число беременностей, абортов, родов, особенности их течения, осложнения, перенесенные гинекологические заболевания, возраст наступления менопаузы. В период беременности и родов женщина обследуется всесторонне, и тогда нередко впервые выявляются скрыто протекавшие заболевания (например, пороки сердца, пиелонефрит, сахарный диабет и др.).

    Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

    Достоверность анамнеза оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

    Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

    Анамнез жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. Анамнез обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

    Собирая анамнез жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

    В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

    В процессе обследования и лечения больного данные анамнеза уточняются дополнительными сведениями.

    Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный анамнез и объективный анамнез , каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

    Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным анамнеза о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

    Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез . Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

    Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А. В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

    анамнез

    Анамнез - совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания. Если больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, анамнез собирают путем расспроса его родственников и окружающих лиц. Собирание анамнеза предшествует объективному исследованию. Такая последовательность целесообразна, так как позволяет установить контакт с больным, что чрезвычайно важно для дальнейшего исследования и лечения, и определить план дальнейшего исследования.

    Несмотря на развитие инструментальных и лабораторных методов диагностики, собирание анамнеза имеет большое значение для выявления начальных форм заболевания.

    Анамнез болезни должен помочь установить характер начала болезни (острое или постепенное), ее дальнейшее течение (прогрессирующее, ослабевающее или прерывистое) и проведенное ранее лечение.

    Анамнез жизни должен содержать те особенности биографии больного и условий его жизни, которые могли явиться причиной развития настоящего заболевания. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной в прошлом, так как настоящее заболевание может быть осложнением или обострением перенесенного в прошлом заболевания. Необходимо уточнить реакцию больного на проводившееся лечение (непереносимость тех или иных лекарственных средств). Поскольку социальная среда оказывает определенное влияние на возникновение заболевания, при собирании анамнез должно быть уделено внимание выяснению материально-бытовых условий во все возрастные периоды жизни обследуемого, условий труда и отдыха. Необходимо выяснить наличие вредных привычек: курение (количество выкуриваемых папирос в день) и употребление алкоголя (количество, частота).

    Выясняют данные о наличии сходного заболевания у родственников с указанием степени родства и количества здоровых и больных родственников. Частота какой-либо болезни у родственников сама по себе еще не говорит о патогенетическом значении наследственного предрасположения в происхождении данного заболевания, так как последнее может вызываться соответствующими одинаковыми внешними условиями жизни.

    Эпидемиологический анамнез включает совокупность сведений о больном, коллективе, в котором он работает, и территории, где могло произойти заражение. Эти сведения используют для постановки диагноза инфекционного заболевания, выяснения источников инфекции и выработки мероприятий, препятствующих ее дальнейшему распространению. Сбор эпидемиологического анамнеза осуществляют как в инфекционной больнице, так и при эпидемиологическом обследовании очага, к которому привлекают средних медработников. Результаты эпидемиологического анамнеза заносят в историю болезни и форму № 171 - карту эпидемиологического обследования.

    Анамнез у детей. Анамнестические сведения о детях собирают путем опроса родителей, иногда людей, ухаживающих за ребенком. Нельзя исключить опроса и самого ребенка (школьного и даже дошкольного возраста). Анамнез у детей имеет некоторые особенности. Четко собранный анамнез помогает установлению диагноза, дает представление о больном ребенке в целом и позволяет выявить индивидуальные особенности реакций его организма на окружающую среду и болезнь.

    В общем анамнез следует уточнить, как протекала беременность , чем болела мать в различные периоды беременности, характер ее труда, питания и материально-бытовые условия.

    О периоде новорожденности необходимо получить следующие сведения: какие были роды (быстрые или затяжные); закричал ли ребенок сразу после рождения или после принятых мер (похлопывание и т. д.); родился ребенок в срок или недоношенным и какова причина преждевременных родов; каков вес ребенка при рождении; когда приложен к груди, сразу ли взял грудь, как сосал: когда отпала пуповина , как заживала пупочная ранка; была ли желтуха , когда она появилась и сколько времени продолжалась; когда выписан ребенок из родильного дома; каковы бытовые условия и индивидуальный гигиенический режим ребенка.

    Данным о вскармливании ребенка на первом году жизни в анамнезе должно принадлежать значительное место. Выясняют характер вскармливания ребенка с момента рождения (грудное и т. д.), когда началось прикармливание и чем (если раньше срока, то чем это вызвано), когда ребенок был отнят от груди, частота кормления. Давались ли витамины , соки, рыбий жир.

    При выяснении хода развития ребенка следует уточнить, как шла прибавка веса, когда ребенок начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы , сколько их было к году, когда начал понимать и говорить.

    Важное место в анамнезе ребенка занимают вопросы здоровья семьи и наследственности. При этом надо стремиться собрать сведения о возможно большем числе родственников. Особое внимание должно быть обращено на выявление повторных случаев одного и того же заболевания в данной семье.

    Необходимо уточнить в последовательном порядке, чем ребенок болел, как переносил инфекционные заболевания, где и чем лечился, каков результат лечения. Для детей школьного возраста необходимо выяснить реакцию на трудовой режим в школе. Важно иметь сведения о прививках, когда и какие делались и как их перенес ребенок.

    В анамнезе настоящего заболевания выясняют, как возникло заболевание, что ему предшествовало, когда обратились впервые к врачу, какое лечение проводилось и т. д.

    «УТВЕРЖДЕНО»

    на методическом совещании кафедры

    пропедевтики внутренней медицины

    Заведующий кафедры

    Проф. Мостовой Ю.М.

    «______»_______________ 200 ___ г.

    для самостоятельной работы студентов

    при подготовке к практическому занятию

    Методические рекомендации составлены в соответствии с образовательно квалификационными характеристиками и образовательно профессиональными программами подготовки специалистов, утвержденных Приказом МОП Украины от 16.05 2003 года № 239 и экспериментально – учебного плана, который разработан на принципах Европейской кредитно-модульной системы (ЕСТS) и утвержденной приказом МОЗ Украины от 31.01.2005 года № 52

    Винница – 2012

      Актуальность темы :

    Анамнез играет важную роль в диагностике. В 80% случаев анамнез является основополагающим правильного установленного диагноза.

      Конкретные цели :

    Усвоить определение анамнеза.

    Освоить основные методы обследования больного.

    Освоить основные разделы анамнеза.

    Усвоить диагностическую ценность каждого раздела анамнеза.

    Освоить на больном методику сбора анамнеза.

      Базовый уровень знаний .

      Перечень основных терминов, параметров, какие должен усвоить студент при подготовке к занятии .

      1. Теоретические вопросы к занятию.

      История развития учения об анамнезе

      Основные правила сбора анамнеза

      Определения понятия анамнез

      Составные части анамнеза

      Диагностическое значение каждого раздела анамнеза

      Правила сбора анамнеза

      Место анамнеза в клиническом обследовании больного

        Практические задания, которые выполняются на занятии.

      Проводить сбор анамнеза совместно с преподавателем

      Самостоятельный сбор анамнеза

    Первые исторические известия о важной роли расспроса больного в познании болезни связаны со славными именами древних медиков – Гиппократа, Диопорида, Галена, Авиценны. За ними следовали французский клиницист А. Юшар и известный русский клиницист М.Л. Мудров. Однако наибольшая заслуга в основании классических разработок анамнеза принадлежит также великому русскому клиницисту XIX столетия Т.А. Захарнену. Важную роль аспектов анамнестического обследования больного принадлежат основоположникам Киевской терапевтической школы В.П. Образцову, М. Д. Стражеско Ф. Г.Яновскому, М.М. Губергрицу.

    Условия сбора анамнеза

    Собирать анамнез необходимо с соблюдением благоприятных условий:

      помещение: чистое, тщательно проветренное, умеренно сухое, хорошо освещенное, температура не должна быть ниже 18 градусов и выше 24;

      профессиональная одежда врача: белый (чистый, выглаженный) халат, шапочка;

      в больничной палате или кабинет поликлиники (амбулатории) во время обследования больного должна соблюдаться тишина, посторонним вход воспрещен;

      при обследовании врач садится с правой стороны от больного лицом к нему;

      необходимое условие при обследовании – установлении доверительных отношений между врачом и пациентом;

      в процессе сбора анамнеза необходимо учитывать возможность зацикливания больного на несуществующих ощущениях или скрывание существующих симптомов, симуляции или аггравации, ошибочного трактованния ним отдельных факторов причин возникновения болезни;

      эффективный расспрос зависит от тактичности и морально – психических качеств врача как специалиста и как человека. Беседу с пациентом следует проводить с умом его интеллекта, общей культуры, образованности. Важным условием успешной беседы является проведения сбора анамнеза простым, понятным для пациента языком.

    Методика сбора анамнеза

    Анамнез состоит из четырех последовательных разделов.

    I – Паспортная часть (pars officialis).

    II – Анамнез болезни: жалобы больного (molestiae aegroti) и детализация жалоб, дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез – anamnesis communis).

    III – Анамнез болезни (anamnesis morbi).

    IV - Анамнез жизни (anamnesis vitae).

    Паспортная часть. Последовательно выясняют: фамилию, имя, отчество, возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, место работы, должность; в случае инвалидности – причина и установление инвалидности, группа; у людей пенсионного возраста – дату и причину выхода на пенсию (возраст, болезнь); место жительства, контактный телефон, дату госпитализации, особенности госпитализации (по личной инициативе, по направлению врача поликлиники, каретой скорой помощи, по переводу с другого отделения). Паспортная часть – это важная статистическая информация о больном с определенным диагностическим значением.

    Жалобы – субъективное ощущения больного по поводу своей болезни. Различают жалобы основные и общие. Основные жалобы вероятнее всего свидетельствуют о проявлении болезни (боль, кашель, отдышка, сердцебиение, запор, понос, тошнота, рвота, сниженное зрение и др.), а также признаки выделенные пациентом. Это могут быть жалобы на увеличение живота, внезапное похудание прогрессирующее увеличение массы тела, кровотечение, кровохаркание, чрезмерно увеличенные или уменьшенные количества выделенной мочи, появлении дегтеобразного стула, желтушности или синюшного цвета кожи. Общее жалобы прямо не свидетельствуют о определенном заболевании или заболевании конкретной системы органа. Однако могут сопровождать другие подобные патологии, осложнить и утяжелить течение основной болезнью. К этим жалобам относится общая слабость, психоэмоциональная неуравновешенность, снижение трудоспособности, нарушение сна, ощущение дискомфорта, повышенная или пониженная температура тела.

    Методика проведения

      пациенту необходимо сначала дать возможность ответить на один из вопросов относительно его заболевания;

      в процессе такого диалога с пациентом следует сначала полностью выслушать его, а потом уточнить детали, ставить дополнительные вопросы;

      молчаливого пациента необходимо активно привлекать к беседе;

      вопросы должны быть простыми, четкими, понятными пациенту;

      необходимо найти определенною форму вопросов, относительно интимной сфере жизни, вредных привычек, отдельных болезней (сифилис, СПИД, гонорея).

    При определении жалоб в первую очередь важная детализация жалоб, такая детализация касается и других жалоб, которые выявлены врачом при расспросе. То есть каждая жалоба может быть всесторонне оценена и как самостоятельный признак болезни, и как связана с другими симптомами. Только при таком подходе по поводу выявления жалоб и их особенностей можно полноценно осмыслить их значение и роль в диагностике заболевания.

    Дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез)

    Этот анамнез собирают в такой последовательности: сердечно-сосудистая система, дыхательная, пищеварительная, мочевая, нервная система, органы чувств, опорно-двигательный аппарат. Сбор данных этого раздела, как и предыдущих, проводится в форме диалога между врачом и пациентом. Необходимо придерживаться деонтологических принципов.

    Анамнез болезни (anamnesis morbi) – это структурная часть анамнеза, направленная на установку особенностей эволюции болезни от начальных ее проявлений до момента встречи врача с пациентом. Этот раздел анамнеза чрезвычайно важный в оценке индивидуального лечения болезни, диагностики и назначения комплексного лечения. Целью сбора анамнеза болезни от установления индивидуального лечения, частоту осложнений, эффективность лечебно – оздоровительных методов от начала болезни до момента встречи с врачом. Данные анамнеза болезни записывают в историю болезни в хронологической последовательности. Различают такие этапы сбора анамнеза болезни: начальный этап, промежуточный этап, непосредственно госпитальный этап.

    Анамнез жизни (anamnesis vitae). Анамнез жизни – важная часть анамнеза, которая требует от врача особенно тактичного и деликатного ведения профессионального диалога с больным, поскольку преимущественное большинство данных такого раздела касается частной жизни человека. Относительно каждого возрастного периода выясняют:

      детский период: место проживания, бытовые условия, питание, особенности физического и психического развития, перенесенные заболевания, травмы, операции, наследственны заболевания;

      подростковый и юношеский возраст: жилищно–бытовые условия, качество питания, успеваемость в школе, трудовая деятельность, наличие единственных болезней в регионе проживания, физическая активность, перенесенные заболевания, травмы операции;

      взрослый период: условия быта, труда, особенности питания, физическая активность, вредные привычки, метеозависимость, перенесенные болезни, травмы, операции, семейное положение.

    Различают такие: наследственный, аллергологический, семейный анамнезы.

      Наследственный анамнез: болезни членов семьи, если родственники умерли, выяснить в каком возрасте и по какой причине.

      Аллергологический анамнез: непереносимость аллергенных медикаментов, продуктов животного и растительного происхождения, запахов, вакцин, сывороток, духов, реакции на отдельные виды растений, ингаляций, тепло, холод.

      Семейный анамнез – это раздел анамнеза, включает в себя данные о семейном положении пациента, удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а также информацию о наивности у членов семьи таких заболеваний, как туберкулез, СПИД, алкоголизм, табакокурение, наркомании, гепатит.

    Важно также учитывать, что в процессе сбора анамнеза формируется собственное впечатление врача о больном и наоборот, у пациента о враче, что имеет значение в дальнейшем диагностическом и лечебном процессе.

    Общий результат субъективного обследования больного(сбор анамнеза) дают информацию о следующих особенностях болезни:

      основное заболевание(выявление органов и систем вовлеченных в основной патологический процесс, по поводу которого больной был госпитализирован);

      сопутствующие поражение органов и систем;

      особенности клинического мнения основного заболевания и сопутствующих патологических состояний: острое(1-1.5 мес.), подострое (1.5-3 мес.), хроническое(свыше трех месяцев);

      возможные принципы основного и сопутствующих заболеваний.

    В перевод с греческого «анамнез» - это воспоминание. Значение данного слова относительно медицины - информация о текущем и прошлом состоянии здоровья пациента, изучение факторов, на него влияющих. Анамнез проводят врачи при первом обращении пациента и, в большинстве случаев, уже после него ставится диагноз. Информация, полученная от больного, помогает не только определить причину заболевания и недуга без каких-либо дальнейших процедур и исследований, но и назначить необходимое лечение. Таким образом, анамнез (что это такое, мы рассмотрели выше) является универсальным диагностическим методом, используемым в любой области медицины. Данная статья посвящена рассказу о нем.

    История (анамнез) заболевания

    При анамнезе заболевания лечащий врач может выявить:

    • дату начала болезни и то, как она началась;
    • ход течения;
    • какие уже применялись и что удалось выяснить;
    • каким было лечение и каковы его результаты.

    Об общей картине заболевания позволяет узнать анамнез. Что это дает врачу? Как уже говорилось ранее, опрос пациента дает начальное представление того, о каком недуге идет речь. Если больной обратился с описанными симптомами впервые, то врач задает вопросы о том, что он делал для их устранения. Если признаки повторные, то врач узнает у клиента то, насколько они частые (обострения, рецидивы и прочее), каким было лечение при первичном их появлении. Анамнез заболевания дает врачу необходимую информацию для постановки диагноза.

    История (анамнез) жизни

    Рассказ пациента о своей жизни, привычках позволяет определить причину возникновения симптомов. Анамнез (что это является эффективным средством диагностики, доказано не раз) собирается следующим образом:

    1. Общие сведения:
    • место рождения (возможно, что заболевания вызвано территориальными особенностями);
    • наличие преморбидных состояний;
    • возраст родителей на момент рождения больного;
    • ход течения беременности (угрозы выкидыша, перенесенные заболевания) и роды;
    • условия жизни в детские годы;
    • степень умственного и физического развития;
    • половая зрелость.

    2. Информация о перенесенных заболеваниях и инфекциях:

    • инфекционные заболевания в детском возрасте;
    • врожденные заболевания;
    • и вызванные ими осложнения.
    1. Сведения о контакте с токсичными и вредными веществами (например, по работе).
    2. Информация о вредных привычках (алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость).
    3. Сведения о здоровье родителей.

    Анамнез жизни помогает врачу узнать условия возникновения болезни и ее причины.

    Выводы

    На основе полученных данных врач устанавливает:

    • пораженные органы или системы организма;
    • дату начала болезни;
    • ее характер, форму (острая, хроническая, подострая);
    • ход болезни (обострения, стабилизация, улучшение);
    • причины, спровоцировавшие развитие заболевания;
    • методы лечения (препараты, терапия);
    • результаты лечения.

    Таким образом, можно подвести итог: анамнез (что это такое, мы узнали в самом начале статьи) дает практически полную картину развития и прогрессирования заболевания.

    Вам также будет интересно:

    Начислить отпуск без оплаты 1c бп 8
    В данной статье мы проведем разбор основных возможностей программы 1С:ЗУП 3.0, созданной на...
    Проведение больничного листа в 1с 8
    Оформление больничного в 1С Бухгалтерия 8.3 (редакция 3.0) 2016-12-07T18:15:57+00:00...
    Не распределяются косвенные расходы в 1с 8
    Продолжаем настраивать учетную политику организаций в программе 1С:Бухгалтерия 8 ред. 2.0....
    Если один из наследников не вступил в наследство и не написал отказ?
    Если наследник вступил в наследство, но не оформил право собственности, ему придется это...
    Можно ли контролировать расходование алиментов?
    Родители, ответственно относящиеся к вопросам содержания и воспитания детей, понимают, что...