Образовательная организация должна быть укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой образовательной организации, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
· укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками;
· уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;
· непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательной организации, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
В основу должностных обязанностей могут быть положены представленные в профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" обобщенные трудовые функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям должна осуществляться один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся. Проведение аттестации в отношении педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Образовательная организация должна быть укомплектована вспомогательным персоналом. Описание кадровых условий образовательной организации может быть реализовано в виде таблицы. В ней целесообразно соотнести должностные обязанности и уровень квалификации специалистов в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", с имеющимся кадровым потенциалом образовательной организации. Это позволит определить состояние кадрового потенциала и наметить пути необходимой работы по его дальнейшему изменению.
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования может строиться по схеме:
‒ должность;
‒ должностные обязанности;
‒ количество работников в образовательной организации (требуется/имеется);
‒ уровень работников образовательной организации: требования к уровню квалификации, фактический уровень.
Образовательная организация с учетом особенностей педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса составляет перечень необходимых должностей в соответствии с ЕКС и требованиями профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательной организации является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
В ООП образовательной организации могут быть представлены планы-графики, включающие различные формы непрерывного повышения квалификации всех педагогических работников, а также графики аттестации кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций», а также методикой оценки уровня квалификации педагогических работников.
При этом могут быть использованы различные образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию.
Формами повышения квалификации могут быть: послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе магистратуре, аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации; стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным направлениям реализации основной образовательной программы; дистанционное образование; участие в различных педагогических проектах; создание и публикация методических материалов и др.
Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Примерные критерии оценки результативности деятельности педагогических работников . Результативность деятельности может оцениваться по схеме:
· критерии оценки,
· показатели/индикаторы.
Показатели и индикаторы могут быть разработаны образовательной организацией на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной организации. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том числе формирования УУД, а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС ООО:
‒ обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
‒ освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
‒ овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ООО.
Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС ООО. Организация методической работы может планироваться по следующей форме: мероприятия, сроки исполнения, ответственные, подведение итогов, обсуждение результатов (но не ограничиваться этим).
При этом могут быть использованы мероприятия:
1. Семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС ООО.
2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС ООО.
3. Заседания методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС ООО.
4. Конференции участников образовательного процесса и социальных партнеров образовательной организации по итогам разработки основной образовательной программы, ее отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС ООО.
5. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательной организации.
6. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС ООО и новой системы оплаты труда.
7. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажерских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС ООО.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Похожая информация.
1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):
«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) единство
образовательного пространства Российской Федерации»;
б) преемственность
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.
2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года
1. не регламентирует в чистом виде содержание образования
2. включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ
3. важное внимание уделяется воспитанию
4. результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные
5. новое методологическое основание
6. новый формат документа
7. новая структура
8. более широкий спектр функций пользователей
3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?
а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность
4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?
а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.
5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,….
а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.
6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:
а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.
7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:
а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.
8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:
а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.
9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?
а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.
10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):
1. Нормативно-правовой
2. Целевой
3. Содержательный
4. Организационный
11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%;
г) 70% и 30%.
Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:
Цели реализации ООП ООО | Разделы и подпрограммы |
1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО | а) Программа воспитания и социализации |
2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей | б) Учебный план |
3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся | в) Программа отдельных учебных предметов, курсов |
4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости | г) Целевой раздел ООП
(«Планируемые результаты освоения обучающимися ООП») |
5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья | д) Программа развития УУД |
13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:
а) личностный блок
б) регулятивный блок
в) познавательный блок
г) здоровьесберегающий блок
д) коммуникативный блок
14. Завершите предложение:
Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….
а) программу развития;
б) индивидуальную образовательную траекторию;
в) жизненные планы;
г) взаимоотношения.
15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):
а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
в) ориентация в социальных ролях;
г) ориентация в межличностных отношениях;
д) знание основ религии.
16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):
а) целеполагание;
б) планирование;
в) прогнозирование;
г) внимание;
д) контроль;
е) коррекция;
ж) оценка;
з) саморегуляция.
17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:
а) логические действия;
б) общеучебные действия;
в) оценочные действия;
г) действия постановки и решения проблем.
18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?
а) любовь
б) здоровье
в) счастье
г) общение
19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):
а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;
в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:
а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.
21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:
а) планирование учебного сотрудничества;
б) владение монологической и диалогической формами речи;
в) управление поведением партнёра;
г) установление причинно- следственных связей;
д) прогнозирование.
22.Укажите верное определение рабочей программы:
а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.
б) Рабочая программа — это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.
23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится:
а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;
в) создание программы саморазвития педагога;
г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;
д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.
Задачи. Создание кадровых условий введения и реализации ФГОС СОО. Региональный уровень. Необходимо: способствовать реорганизации реальной педагогической практики, вооружить педагога новыми деятельностными образцами, которые демонстрируют другой уровень педагогического профессионализма создать инфраструктуру, позволяющую педагогу иметь доступ к этим образцам (стажировочные площадки, тьюторские центры, в том числе в дистанционном режиме) создать систему мониторинга эффективности освоения программ ПК, соотнося критерии с требованиями ФГОС и практической деятельностью развивать не только отдельного профессионала, но и педагогический коллектив, «команду» ОО организовать дополнительное профессиональное образование в режиме персонификации государственных обязательств обеспечить возможность самостоятельного определения педагогами сроков и форм повышения квалификации ввести новые эффективные финансово-экономические механизмы (направление средств в ОО, учителю, влияние ПК на зарплату). Обеспечить формирование профессиональной компетентности – динамической комбинации знаний, познавательных (когнитивных) и практических навыков, ценностей, которыми человек оперирует в профессиональном контексте.
Слайд 35 из презентации «Введение ФГОС общего образования» к урокам педагогики на тему «Введение ФГОС»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Введение ФГОС общего образования.pptx» можно в zip-архиве размером 2363 КБ.
Скачать презентациюВведение ФГОС
«Актуальные проблемы введения ФГОС» - Нормативный правовой акт. Смена базовой парадигмы. Утверждение основной образовательной программы. Актуальные проблемы введения ФГОС. Подготовка профессионального ученика. Внесение необходимых изменений. Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние.
«Введение ФГОС ООО» - Технология. Химия. Математика. Рассматриваемые вопросы. География. УМК – 5 класс. ОБЖ. Физика. Биология. Введение ФГОС ООО. Учебный план – 5 класс. Музыка. Карта самооценки готовности ОУ в введению ФГОС ООО. Информатика. Договор о предоставлении общего образования. Изо. История. Готовность материально-технических условий для реализации ООП ООО.
«Проблема введения ФГОС» - Сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования. Организационное обеспечение. Общие проблемы по введению ФГОС НОО. Пути и способы реализации. Объективные противоречия. Проблематика введения ФГОС НОО. Нормативно-правовое обеспечение. Отличия стандартов. Организационное обеспечение введения ФГОС.
«Введение ФГОС НОО» - Расшифровать аббревиатуру. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы школы. Закон Российской Федерации «Об образовании». Об образовании. Требования к условиям реализации ООП НОО. Приказ Департамента образования Ивановской области. Требования к результатам освоения ООП НОО. Нормативно-правовое регулирование введения ФГОС.
ФГОС СОО п.22 Требования к кадровым условиям реализации ООП среднего общего образования. Ключевые особенности ФГОС СОО. ФЗ ст.5 п. 2) Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Квалификация педагогических работников образовательных организаций должна отражать: У педагогического работника, должны быть сформированы основные компетенции, в том числе умения: Компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения. Обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся. Сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность. осуществлять поиск и анализ информации с помощью ИКТ. Общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения. Разрабатывать программы, методические материалы, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации. Самоорганизованность, эмоциональную устойчивость. Организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта. Использовать стандартизированные и нестандартизированные работы; проводить интерпретацию результатов достижений обучающихся.
Слайд 34 из презентации «Введение ФГОС общего образования» к урокам педагогики на тему «Введение ФГОС»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Введение ФГОС общего образования.pptx» можно в zip-архиве размером 2363 КБ.
Скачать презентациюВведение ФГОС
«Введение ФГОС» - 1.Содержание работ по разработке единичного проекта. Метод анализа и определения необходимых изменений. 1. Разработка проекта преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС. Проблемы введения и реализации фгос. Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы. Структура проекта введения ФГОС НО.
«Введение ФГОС общего образования» - Формирование системы ФГОС. Об образовании в Российской Федерации. Сетевая форма реализации образовательных программ. ФГОС – стандарты выбора. Требования к структуре основной образовательной программы. Ключевые особенности ФГОС СОО. Личностные результаты. Российская Федерация. Финансовые условия реализации.
«Введение ФГОС НОО» - Некоторые особенности УМК. Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов. Нормативно-правовое регулирование введения ФГОС. Требования к структуре ООП. Поэтапное введение ФГОС. Расшифровать аббревиатуру. Информационная поддержка ФГОС НОО. Введение федерального государственного образовательного стандарта.
«Проблема введения ФГОС» - Проблематика введения ФГОС НОО. Объективные противоречия. Организационное обеспечение введения ФГОС. Нормативно-правовое обеспечение. Требования к условиям введения ФГОС НОО. Общие проблемы по введению ФГОС НОО. Пути и способы реализации. Сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования.
«Актуальные проблемы введения ФГОС» - Основная образовательная программа. Смена базовой парадигмы. Инновационные компоненты. Утверждение основной образовательной программы. Постановление. Компетенции. Информационное обеспечение. Название общеобразовательного учреждения. Подготовка профессионального ученика. Формы организации образовательного процесса.