Юридический портал - Оlgis

Общие сведения о боевом развертывание

Методы оценки стоимости нематериальных активов

Что входит в расходы на ниокр и как они учитываются Окр конструкторская

График приема граждан руководством и должностными лицами администрации президента республики беларусь

Частные военные компании в сша

Авиадиспетчер обучение в беларуси

Квартирный вопрос подставил клан бирюковых

Пакетная смена губернаторов: откуда пришли новые руководители регионов

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) Анализ себестоимости отдельных видов продукции пример расчета

Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс основной финансовый документ организации

Почему саентология запрещена в России?

Основные положения закона о квартплате

Отражение убытка в бухгалтерском учете - проводки

Могут ли отключить свет за неуплату, если есть маленький ребенок?

Адвокат по уголовному делу уходит от защиты Можно ли дать отвод адвокату противоположной стороны

Официально о сертификации педагогов: когда и как. Сертификация педагогических и руководящих работников организаций дополнительного образования на примере должности «Методист» Кто может проходить сертификацию

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

1. «Собрание законодательства»

√2. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

3. «Вестник образования»

4. «Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

1 . дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

2. дошкольное и начальное общее образование;

3. основное общее и среднее общее образование;

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование - специалитет, магистратура

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

1. невозможно; 2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за обучение на другом языке.

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

1. обучение; 2. воспитание;

√3. образование как педагогический процесс; 4. развитие.

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

√1. целеполагание

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

1. наследственность

2. наследственность и среда

√3. воспитание

4. среда

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

3. контроль

√4. соревнование

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

1. цивилизация

2. развитие

√3. социализация

4. активность

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения:

1. объект-объектные;

2. субъект-субъектные;

3. объект-субъектные;

√4. субъект-объектные.

20. Технология воспитания – это …

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

2. система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. личностно-ориентированный; √ 2. Деятельностный;

3. культурологический; 4. творческий.

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

1. проблемный метод; √2. технология сотрудничества и взаимообучения;

3. вербальный метод; 4. метод наглядности.

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

24. Образовательная система – это…

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностно-ориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

1. неосознанные

√2. сознательные

3. интуитивные

4. непроизвольные

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

1. холерик

√2. меланхолик

3. сангвиник

4. флегматик

28. По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

29. Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается…

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

30. ... - то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста.

1. дошкольного

2. младшего школьного

3. подросткового

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

1. учебная

2. учебно-профессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... .

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

4. все ответы верны

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

36. … - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

1. обучение

√2. учебная деятельность

3. научение

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

√1. компромисс

2. договор

3. контракт

4. обязательство

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

√1. эмпатия

2. симпатия

3. внимание

4. антипатия

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная …

1. идентификация

2. симпатия

√3. рефлексия

4. перцепция

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

43. Метод в педагогике – это...

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать каким-либо образом

4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

1. экскурсия

2. факультатив

3. спецкурс

√4. урок

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога - это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

2. знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы расчетных задач:

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием каких-либо химических явлений:

2. объяснение

√3. рассказ

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к...

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

54. Обучаемость – это …

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А.В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает реализацию принципа:

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. культурологический

√2. деятельностный

3. творческий

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности, интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия)

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов, устремлений

62. Дан адрес электронной почты: [email protected]. Укажите логин владельца почтового ящика.

1. anna; 2. univer.ru;

3. anna.petrova; 4. anna.petrova@univer

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, называются:

1. желаниями

√2. мотивацией

3. установками

4. потребностями

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях;

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке;

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке;

4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

Сертификация – процесс, посредством которого руководящие и педагогические работники подтверждают, что уровень их компетенции и квалификации соответствует требованиям профессионального стандарта по виду их педагогической деятельности.

Порядок сертификации руководящих и педагогических работников

1. К сертификации допускаются руководящие и педагогические работники, которые должны :

1.1. Иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.
1.2. Иметь стаж работы не менее трех лет управленческой (педагогической) деятельности.
1.3. Быть аттестованными на соответствие занимаемой должности или на установление квалификационной категории (первой, высшей).
1.4. Выполнять качественно и в полном объеме должностные обязанности.
1.5. Иметь положительные результаты работы, подтвержденные ходатайством руководителя заявителя, педагогической общественностью (родителями, органами местного самоуправления) и копиями документов, свидетельствующих о достижениях в профессиональной деятельности.

2. Руководящие и педагогические работники, участвующие в конкурсах профессионального мастерства, где одним из конкурсных испытаний является тестирование по измерительным материалам сертификации.

3. Заявка муниципального органа управления образованием подается вместе с заявлениями руководящих и педагогических работников образования с приложением копий документов в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Кемерово, ул. Заузелкова, д. 3, каб. 313) до 5 числа каждого месяца учебного года .

4. В течение двух недель с момента подачи заявления кандидатом сертификационная комиссия принимает мотивированное решение по заявлению и прилагаемым к нему документам, сообщает кандидату решение, порядок сертификации, сроки и перечень документов, которые необходимо представить дополнительно.

5. Сертификация в форме компьютерного тестирования проводится по разделам :

5.1. Нормативно-правовые основы управленческой деятельности; теория и практика педагогического менеджмента; управление качеством образования; психология управления; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность; организация дополнительного образования; делопроизводство в образовательной организации; результативность управленческой деятельности – для руководящих работников.
5.2. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности; психолого-педагогические аспекты образовательной сферы; теория и практика преподаваемого предмета, образовательной области (предметная компетентность, владение современными педагогическими технологиями, средствами и методами); обеспечение качества образования; взаимодействие с субъектами социума и социально-педагогическая деятельность; работа с родителями – для педагогических работников.

6. Прошедшими сертификацию считаются работники образования, выполнившие не менее 80% заданий .

7. Список работников образования, успешно прошедших процедуру сертификации, размещается на сайте КРИПКиПРО.

8. При неудовлетворительном результате допускается повторное тестирование по представленным документам в течение текущего учебного года.

Апелляция рассматривается в случаях :

  1. Отказа в приеме документов кандидата.
  2. Отказа в выдаче сертификата при положительных результатах тестирования.
  3. Несогласия с результатами тестирования по заявлению работников образования, справившихся с тестовыми заданиями не менее чем на 75% (в случае замечаний по содержанию тестов или техническому сопровождению, представленных в Апелляционном листе).
  4. Необоснованного приостановления или прекращения действия сертификата.

Сертификат действителен в течение двух лет .

СКАЧАТЬ:

№ п/п Название Файл
1 Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 16.12.2013 г. N2361 «О сертификации руководящих и педагогических работников образования Кемеровской области»
2 Приложение 1. Положение о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области
2.1 Приложение 1. Экспертное заключение
2.2 Приложение 2. ЗАЯВКА (форма)
2.3 Приложение 3. Заявление на сертификацию (форма)
3 Приложение 2. Положение об апелляционной комиссии сертификации руководящих и педагогических работников образования Кемеровской области
4 Приложение 3. Образец сертификата
5 Образец ходатайства

АННОТАЦИИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ:


п/п
Тип образовательного учреждения Ссылка
1 Среднее (основное) образовательное организации (школа, гимназия, лицей)
2 Специальные (коррекционные) образовательные организации
3 Организации дополнительного образования детей
4 Дошкольные образовательные организации
5 Руководители и методисты муниципальных методических служб

!!! Обращаем ваше внимание на то, что технической поддержкой проведения сертификации педагогических и руководящих работников Кемеровской области в форме компьютерного тестирования занимается кабинет сопровождения электронных ресурсов (КРИПКиПРО, каб. 219) . Сертификация проходит на сайте Дистанционного обучения КРИПКиПРО:

Количество тестов: 3 теста (в каждом тесте 2 тренировочные попытки и 1 итоговая)

Продолжительность: в течение одного дня, в удобное для Вас время и в удобном темпе

ДОГОВОР-ОФЕРТА об оказании услуг по добровольной сертификации профессиональных компетенций специалистов

Цель сертификации профессиональной подготовки:

Подтверждение профессионального статуса педагогического работника (руководителя), уровня его квалификации в какой- либо области педагогической (управленческой) деятельности.

Кто может пройти сертификацию: педагоги, методисты, члены администрации всех видов образовательных организаций.

Выдаваемые документы:

1. Сертификат о прохождении сертификации профессиональной подготовки педагога с указанием тем и количества набранных баллов;

2. Экспертное заключения по результатам сертификации, в котором представляется анализ результатов сертификации, даны рекомендации по направлениям дальнейшей профессиональной подготовки;

3. Выписка из Реестра компетентных специалистов, успешно прошедших сертификацию в АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет".

4. Разрешение на использование знака соответствия
- в портфолио при прохождении аттестации;
- в документах и презентациях;
- в резюме при трудоустройстве;
- на персональных сайтах (блогах, страницах в социальных сетях) держателя Сертификата соответствия.

Экспертное заключение Сертификат Разрешение Выписка из реестра

Как получить документы - в электронном виде или в оригинале по почте, Вы выбираете сами!

Почему важно проходить сертификацию профессинальной подготовки:

В настоящее время в сфере образования вводится много инноваций, которые призваны сертифицировать и стандартизировать эту сферу деятельности, связать воедино проект Профессионального стандарта педагога, Национальную систему учительского роста и процесс аттестации педагогических работников.
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливает, что аттестация педагогических работников проводится на основе оценки их профессиональной деятельности.
Одним из механизмов, направленных на создание системы оценки соответствия педагогических работников требованиям профессионального стандарта педагога, является предлагаемая Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации новая форма оценки квалификации в виде профессионального экзамена или сертификации.
Сертификация профессиональной подготовки педагога – процесс, посредством которого руководящие и педагогические работники подтверждают, что уровень их компетенции и квалификации соответствует требованиям профессионального стандарта по виду их педагогической деятельности.
Сертификация профессиональной подготовки педагога - это форма оценки квалификации, компетенций педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта, должностным инструкциям, нормативным документам осуществления образовательной деятельности.


Таким образом, проходя сертификацию, Вы:

1. Проверяете, соответствуют ли имеющиеся у Вас документы об образовании требованиям определенной квалификации
2. Оцениваете свою квалификацию
3. Проверяете свои компетенции на соответствие требованиям профессионального стандарта, должностным инструкциям, нормативным документам осуществления образовательной деятельности
4. Подтверждает Вашу профессиональную пригодность
5. Получаете документы, которые повышают Ваш профессиональный рейтинг в глазах аттестационной комиссии и работодателя.

Как проходит сертификация:

1. Вы знакомитесь с Договором на прохождение сертификации

2. Вы подаете заявку на прохождение сертификации. К заявке обязательно прикрепляете Ваши документы об образовании (Диплом об образовании, диплом о переподготовке, т.д.)

3. Оплачиваете прохождение сертификации

4. После получения нами оплаты за прохождение Сертификации с Вами по электронной почте, указанной в заявке, свяжется наш менеджер и предоставит данные доступа к системе прохождения тестирования.

5. Вы знакомитесь с тестами, проходите тренировочные тесты в удобное для Вас время и в удобном темпе.

6. При желании Вы задаете эксперту Ваши вопросы на форуме

7. Вы проходите итоговое тестирование

8. Эксперт анализирует полученные Вами результаты, и если они положительные, для Вас оформляются и высылаются документы: Сертификат, экспертное заключение, выписка из реестра.

Проходя у нас Сертификацию профессиональной подготовки, Вы гарантированно получаете ДВА ЦЕННЫХ ПОДАРКА:

Уверены, Вы успешно пройдете сертификацию профессиональной подготовки педагога

и подтвердите свою профессиональную пригодность!

д. А. МАХОТИН

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В BV3E

Рассматривается проблема оценки качества педагогического труда в вузе. Проведенный автором анализ подходов к оценке профессиональных квалификаций и компетенций педагогических работников позво ни сформулировать предложения по созданию системы сертификации педагогических кадров в вузе.

ТСтчевые слова: качество высшего образования, оценка педагогического труда в вузе, профессиональные стандарты, сертификация педагогических кадров.

This article addresses the problem of assessing the quality of pedagogical work at the university. The author conducted an analysis of approaches to the evaluation of professional qualifications and competence of teachers allowed to formulate proposals for a system of certification of teachers in high school.

Key words: quality of higher education, evaluation of teachers working in high school, professional standards, certification of teachers.

К началу XXI века во многих странах Ев-ропы и в Америке начались процессы обновления и реформирования национальных систем образования. Общей тенденцией стало введение единых образовательных стандартов, децентрализация в управлении образованием и повышение качества образовательных услуг. Новации привели к тому, что основной проблемой модернизации стала фигура самого педагога, его профессиональные квалификации и компетенции.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, а также подходы к оценке и измерению педагогического труда в разных странах существенно отличаются. Общей остается оценка качества труда педагога по-новому, с точки зрения создания возможностей для его профессионального и личностного роста, максимальной реализации потенциала формального и неформального обучения, включения всех форм совершенствования профессионального мастерства. При этом такая оценка должна строиться на принципах объективности, добровольности и компетентности, что предполагает ак-

тнвнос участие в процессе обмена педагогическим опытом и подтверждения его уровня всем профессиональным сообществом.

В целом можно отметить следующие тенденции в оценке профессиональной деятельности педагогов, существующие в европейских странах, США, Австралии:

Центральная идея модернизации образования сегодня - это педагог, от которого зависит обеспечение качества образования;

Поскольку качество образования напрямую связано с деятельностью преподавателя, то процесс совершенствования его профессионального мастерства, его профессионального развития должен быть управляемым, диагностируемым и градуированным;

Для оценки уровня профессионального развития преподавателей практически во всех странах существуют профессиональные стандарты, реже - требования к уровню квалификаций по разным категориям педагогических работников;

На основе разработанных стандартов происходит регулярная сертификация профессиональных квалификаций педа-

гога, оценка уровня овладения им новыми компетенциями, достижения более высоких результатов деятельности;

Для повышения преподавателями уровня квалификации используются разнообразные материальные и нематериальные стимулы, а также обязательная оценка уровня квалификации, закрепленная нормативно, необходимая для допуска его к практической деятельности;

Системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в педагогической области в разных странах отличаются разнообразием подходов и предлагаемых моделей, что позволяет говорить об отсутствии единых методов решения данной проблемы.

Сертификация профессиональных квалификаций является объективной необходимостью в логике процессов модернизации профессионального образования, получивших название изменений Болонского процесса. Переход общества к эпохе постиндустриализма по илек за собой рост ценности знания, появление стратегии обучения в течение всей жизни, необходимости инвестиций в человеческий капитал. Новая парадигма образования, основанная на системе квалификаций и компетентности, призвана предоставить максимальные возможности для профессиональной и личностной самореализации граждан.

В рамках Болонского процесса была признана важность неформального и спонтанного обучения, т.с.такого обучения, которое ведет к овладению компетенциями вне рамок формального образования, обеспечивая в целом процесс профессионального развития и мобильности работников.

Создание профессиональных стандартов и единых квалификационных рамок повлекло за собой возможность признания результатов неформального и спонтанного обучения с использованием в качестве основы единицы квалификации.

Сертификация представляет собой процесс подтверждения овладения пе-

дагогом группой компетенций или новой квалификацией, заданных профессиональными стандартами, включая заявку, оценивание, решение о сертификации, повторную сертификацию, установление типологии и требований к сертификатам и пр.

Важным в принятии системы сертификации профессиональным сообществом, образовательными учреждениями, органами управления образованием, обучающимися и их родителями, а также другими заинтересованными в качестве образования социальными партнерами является доверие к признанию результатов неформального и спонтанного обучения педагогов. Доверие достигается путем реализации трех механизмов;

1) организация независимой процедуры оценки и признания профессиональных квалификаций педагогов, что требует вынесения системы сертификации из государственной структуры образования и бюджетного финансирования. Однако контроль стандартизации системы сертификации, а также правового обеспечения данной системы является важной функцией государственной политики в области образования.Таким образом, необходима реализация идеи общественно-государственного управления системой сертификации профессиональных квалификаций педагогических работников;

2) создание прозрачной и объективной процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций педагогов, понятной как самим педагогическим работникам, так и работодателю, и потребителям образовательных услуг;

3) создание механизма стимулирования педагогических работников, направленного на формирование условий для их профессионального развития и возможностей для успешной сертификации.

Центральной идеей сертификации педагогов, в которой преподаватель играет решающую роль, является обеспечение высокого качества образования. Недостатки и проблемы формального об-

разоваяия, в первую очередь связанные с отсутствием у обучающихся реального педагогического опыта, компенсируются путем самообразования, обмена педагогическим опытом, постоянной работой над собой, своими личностными и профессиональными качествами. По исследованиям, проводимым в России и за рубежом, педагог становится профессионалом после 12-20 лет педагогической работы при условии постоянного самосовершенствования. Эти показатели можно снизить только путем дополнительных инвестиций в человеческий капитал и создания условий для целенаправленного и управляемого профессионального развития педагогических работников (по аналогии существующих систем в менеджменте и упраатении персоналом).

Таким образом, сертификация профессиональных квалификаций и компетенций педагогов служит общественно-государственным инструментом обеспечения высокого качества образования .

Основными направлениями сертификации педагогов являются:

Подтверждение освоения новой группы компетенций, расширяющих квалификацию педагога, но не повышающих ее;

Подтверждение более высокого уровня квалификации;

Допуск к определенному виду деятельности, занятию определенных должностей;

Допуск к выполнению нового вида деятельности.

В основе построения системы квалификаций лежит профессиональный стандарт, одним из назначений которого является проведение оценки квалификации и сертификации работников, выпускников учреждений профессионального образования, а также стандартизация и унификация различных требований, предъявляемых к содержанию и качеству профессиональной деятельности, конкретным должностям и пр..

Проблема сертификации профессорско-преподавательского состава в первую очередь заключается в том, что оценка качества труда педагогов строится исключительно на их профессиональной квалификации, включающей, как правило, опыт педагогической деятельности, образование, соответствующее профилю читаемых дисциплин, наличие ученой степени и звания. В отдельных случаях учитываются также отраслевые и внутрнвузовскис требования к преподавателям, такие как способность читать лекции на иностранном языке, наличие отраслевых наград и благодарностей, общественных званий и статуса, владение современными информационными технологиями, количество научных публикаций (грантов, исследований) в преподаваемой области и пр. Для оценки уров-

ня профессиональной компетентности иногда применяют также тестирование академических знаний преподавателей.

Кроме этого, во многих зарубежных вузах используется рейтинговая оценка преподавателей самими обучающимися, которая охватывает как отношения между преподавателем и студентами, так и степень удовлетворения потребителя качеством образовательных услуг.

Данные подходы к оценке качества и реподавательского (пед аго гичсс ко го) труда отражают лишь отдельные характеристики образовательного процесса и педагога как его субъекта с позиции оценки его квалификации и компетентности и не дают комплексной оценки качества его труда, направленной на создание возможностей для роста его профессионального мастерства, управления качеством кадрового потенциала вуза.

Для создания комплексной системы оценки и сертификации квалификации и компетенций профессорско-преподавательского состава вуза необходимо:

Установить регулярную оценку квалификации и компетенций преподавателей (не реже одного раза в год);

Привлечь к оцениванию всех заинтересованных в качестве образования участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, сотрудников учебного, методического, научного и прочих подразделений, внешних экспертов, участников педагогического сообщества и др.);

Выстроить систему сертификации, включающей не менее трех (и не более семи) уровней (классов) профессионального мастерства, учитывающих разнообразие критериев и показателей по

всем направлениям педагогической деятельности (учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной, психолого-педагогической и пр.);

Организовать процедуру независимой сертификации преподавателей вуза, максимально снизив возможность необъективного оценивания и дискриминации кандидатов;

Использовать методы оценки и сертификации, направленные не на выявление уровня профессионального кругозора педагога, а на степень проявления им профессионального мастерства в реальных (или близких к реальным) ситуациях профессиональной деятельности, используя, в том числе опыт, накопленный в управлении человеческими ресурсами. Такими методами могут быть портфолио, участие в профессиональных конкурсах, имитационные упражнения и задания, самооценка, ситуационное интервью, метод круговой оценки и пр.;

Разработать систему материального и нематериального стимулирования преподавателей к участию в оценке их квалификации и компетенций, к повышению профессионального мастерства, к реализации своих возможностей по разным направлениям педагогической деятельности.

Создание системы оценки и сертификации квалификаций и компетентностей преподавателей позволит создать целостный процесс управления педагогическими кадрами в вузе, основанный на профессиональном совершенствовании и максимальном развитии профессорско-преподавательского потенциала, что, безусловно, скажется на повышении качества предоставляемых образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейское руководство по признанию в профессионсиьном образовании // Среднее результатов неформального и спонтанного профессиональное образование. 2010. № 12. обучения. Сес1е/ор, 2008. С. 7-10.

2. Зорин А.И., Махотин Д.А. Взаимосвязь 3. Международный стандарт 180/1ЕС понятий «квантификация» и «компетенции» 17024:2003. Оценка соответствия. Общие

требования к органам,проводящим сертификацию персонсиа.

4. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 г. № 593).

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры: методическое пособие. М.: АНО центр ИРГ!0,2011. 6S с.

6. Положение о профессиональном стандарте (утв. Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007г. № РП-46).

7. Положение о системе независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. №АФ-318/03).

S. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образователь-

ных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах (утв. Минобрнауки РФ от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03)."

9. Рябов В. В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и обра зова тельного стандартов педагога: научно-практ. пособие для руководителей и специалистов системы образования. М.: НИЦ Инженер,2007.

10. Рябов В.В.. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификаций и компетенций // Новый учитель для новой школы: теория опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: материалы Форума педагогических вузов. М.,2011.

Подача заявки на сертификацию

Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в Орган по сертификации (АНО ДПО «МЦИТО») одним из двух способов:

Заполнив форму заявки онлайн, Вам по электронной почте, указанной при регистрации, будет отправлено сообщение со списком документов и их формами, которые следует направить для проведения сертификации.

Принятие решения по заявке

Заявитель получает ответ о принятии решения по поступившей заявке в срок не более одного месяца после получения заявки. Если по заявке принимается отрицательное решение, то Орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Оплата работ по сертификации

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением сертификации, включая инспекционный контроль за соответствием, оплачивает заявитель, претендующий на получение сертификата соответствия.

Научно-педагогическая и эргономическая экспертиза объекта сертификации

Экспертизу организует Орган по сертификации в соответствии с утвержденной им методикой. Оценку объекта сертификации осуществляют эксперты из лаборатории оценки соответствия. Все эксперты имеют ученую степень и компетентны в вопросах оценки учебно-методических и научных изданий.

Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия

При положительном результате экспертизы заявитель получает сертификат соответствия, справку о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции и разрешение на применение знака соответствия на сертифицированном объекте.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учётом результатов проверки (оценки), но не более чем на 5 лет.

Осуществление надзора за соответствием сертифицированных объектов

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата. По результатам надзора Орган по сертификации может приостанавливать или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия. Повторная выдача сертификата соответствия на объект осуществляется согласно порядка, установленного настоящей Системой.

Результат

  • сертификат соответствия Органа по сертификации;
  • справка о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции;
  • разрешение на применение знака соответствия и 4 знака-наклейки с голографической защитой «Рекомендовано» на сертифицированное средство обучения.

Проверка подлинности сертификата

Проверить подлинность сертификата Вы можете на сайте , указав номер документа (RU.И1052.04ЖЖХ0*** либо RU.И1684.04ЖЖХ1***)

Вам также будет интересно:

Как правильно написать претензию: образец
Если гражданские права человека или организации нарушены, для их защиты вовсе не...
Курсовая работа: Построение системы бережливого производства
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЧЕГО НАЧАТЬ? Допустим, вы...
Огнетушители углекислотные – устройство и технические характеристики Срок службы огнетушителей оу 5
В настоящее время одним из наиболее распространенных, удобных и высокоэффективных устройств...
Что проверяет инспектор гпн при проведении плановой проверки пожарной безопасности
Стоит отметить, что сама процедура пожарной проверки - это лишь одна из административных...