Юридический портал - Оlgis

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) Анализ себестоимости отдельных видов продукции пример расчета

Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс основной финансовый документ организации

Почему саентология запрещена в России?

Основные положения закона о квартплате

Отражение убытка в бухгалтерском учете - проводки

Что такое первичные документы бухгалтерского учета: виды

Как заработать деньги находясь в декретном отпуске

Финансовый университет при правительстве российской федерации

Вузы мвд, фсб, мчс россии

Как пишется дополнительное

Дистанционное обучение в РосНОУ

Правила написания адресов

Опоздание на церковную службу или уход без уважительной причины до ее окончания

Методы оценки стоимости нематериальных активов

Что входит в расходы на ниокр и как они учитываются Окр конструкторская

Почему листок фИговый, а жизнь фигОвая? Краткая история фигового листка Фиговый листок

Старшее поколение, воспитанное на трудах классиков марксизма-ленинизма, хорошо знакомо со значением фразеологизма «фиговый листок». Смысл его - притворная, ханжеская маскировка истинных обстоятельств и намерений. Вождь мирового пролетариата неоднократно характеризовал враждебную ему позицию либералов и буржуазии, используя это хлесткое выражение.

Значение фразеологизма «фиговый листок» годится не только для политической риторики. Выражение придет на помощь всем, кто желает сделать речь ярче и образней, тем более что в семантике этого словосочетания есть нюансы. Употребить его можно в случае, когда кто-нибудь пытается скрыть нечестные намерения под личиной правдивости, а также, если речь идет о стремлении за ширмой благопристойности прикрыть неприличное, постыдное поведение, образ жизни.

Разберемся в терминологии

Фразеологизмом называется устойчивое языковое выражение, с участием которого речь приобретает особую выразительность. Словосочетание именуют устойчивым потому, что лексемы сами по себе не отражают значение фразеологизма. Фиговый листок - не исключение. Однако чтобы разобраться в том, как выражение превратилось в емкий речевой оборот, необходимо все же разузнать, каким образом ботаника послужила лингвистике.

Что такое фиговый листок, и как он попал в фигуру речи

С научной точки зрения, так называется орган растения смоквы (другие названия - инжир, фига). Большие резные листья этого южного дерева достигают 25 см в длину. Прославились они тем, что в Эдеме стали первой одеждой прародителей человеческого рода - Евы и Адама. Согласно библейскому сказанию, первые люди сделали себе «опоясания» из листьев смоковницы после того, как поддались искушению послушаться дьявола, обернувшегося змеем. Грехопадение заставило Адама с Евой устыдиться собственной наготы и поскорей прикрыть ее. Как видим, значение фразеологизма «фиговый листок» вплотную связано с этой историей. Выражение переосмысливает событие, возводя его к метафоре.

Других не нашлось?

Почему пара из Эдема воспользовалась листьями от инжирного дерева, а не от какого-то другого? Тому есть причины. Ева, наученная змеем, сорвала плод себе и Адаму именно со смоковницы, потому логично было воспользоваться и ее листьями. Возможно, они были самыми большими и красивыми в Раю и лучше всего годились для одежды. Существует еще одна версия того, почему в Библии фигурируют именно эти листочки. Художник Эми Марш предлагает теорию, согласно которой органические ткани инжира содержат специфический фермент, который вызывает сильнейшее раздражение на коже. Выходит, надеть на себя фиговый листок - это как подвергнуться наказанию, которое ни на миг не даст забыть о содеянном грехе.

В искусстве

С 16 века под влиянием Церкви образ фигового листка благочестиво заменил в искусстве изображение половых органов на обнаженном теле. Греко-римские статуи, доставшиеся Средневековью от непринужденной Античности, подвергались массовому «оскоплению». После кропотливой работы молотком и зубилом, исполнители папской воли заботливо прикрывали опустевшее место каменным фиговым листком. Это еще раз подтверждает смысл фразеологизма.

Фиговый листок

Фиговый листок
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).
Распространению этого выражения способствовало главным образом то обстоятельство, что начиная с XVI в. и вплоть до конца XVIII в. европейские скульпторы при ваянии нагого человеческого тела были вынуждены отчасти «прикрывать» его посредством фигового листа. Эта условность была уступкой христианской Церкви, которая считала естественный вид человеческого тела «греховным» и «неприличным».
Иносказательно: благовидное прикрытие неблаговидных дел, незавидного положения вещей и т. д. (ирон., неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Фиговый листок

Выражение употребляется в значении: лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела. Выражение восходит к Библейскому мифу об Адаме и Еве, познавших после грехопадения стыд и опоясавшихся листьями смоковницы (фигового дерева) (Бытие, 3, 7). Распространению выражения способствовало то, что с XVI в. скульпторы применяли фиговый листок при изображении нагого тела. Эта условность, державшаяся до конца XVIII в., возникла как уступка церкви, признававшей греховным реалистическое изображение наготы в искусстве.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Фиговый листок" в других словарях:

    Фиговый лист 1) ботан. наружный орган растения фиги (другие названия: инжир, смоква); 2) В Библии в книге Бытие листья смоковницы (фиги) использовали Адам и Ева, чтобы сшить себе первую одежду, после того, как осознали себя нагими после… … Википедия

    Прикрытие, ширма, маскировка Словарь русских синонимов. фиговый листок сущ., кол во синонимов: 3 маскировка (20) … Словарь синонимов

    Фиговый листок - Книжн. Ирон. Лицемерная, плохо скрытая маскировка подлинных намерений, нечестных, предосудительных. Вы бы порылись в душах этих скромниц, послушали бы их разговоры между собой. Актрисы и притворщицы вот и всё! Прикрываются фиговыми листочками,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Фиговый листок - крыл. сл. Выражение употребляется в значении: лицемерное прикрытие чего либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела. Выражение восходит к Библейскому мифу об Адаме и Еве,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    фиговый листок - 1) Изображение листка (чаще фигового) на месте мужских половых органов обнажённых фигур на картине или скульптуре. 2) О том, что прикрывает, маскирует что л. бесстыдное, нечестное, позорное … Словарь многих выражений

    Фиговый листок - лицемерное прикрытие … Популярный политический словарь

    Книжн. Ирон. Лицемерное прикрытие чего л. постыдного, маскировки неблаговидных поступков и намерений. ФСРЯ, 227; БТС, 499, 1421; ЗС 1996, 367; БМС 1998, 341. /i> Восходит к библейскому мифу об Адаме и Еве … Большой словарь русских поговорок

    фиговый - ая, ое. figue f. 1. Отн. к фиге (дереву). БАС 1. Сажать всякого роду деревья.. как то: масличные, фиговые.. разного роду цитронные, бергамотные и другие. Контракт между Потемкиным и садовником И. Бланком. // НЛО 1998 31 135. Деревья фиговые,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    фиговый - и фиговый. В знач. «относящийся к «фиге» (фиговому дереву)» фиговый. Фиговый листок. В знач. «очень плохой, дурной» фиговый (употр. в просторечии). Дело наше фиговое … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ФИГОВЫЙ, фиговая, фиговое. прил. к фига в 1 знач. Фиговые листья. Фиговые плоды. ❖ Фиговое дерево (бот.) дерево из сем. тутовых, плоды которого срастаются в шаровидные или грушевидные образования и употр. в пищу в сухом или свежем виде под… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Д. Х. Чейз. Собрание сочинений в 3 томах (комплект из 3 книг) , Д. Х. Чейз. Джеймс Хэдли Чейз - известный английский писатель, выдающийся мастер и страстный приверженец детективного жанра. Настоящее издание с огромным интересом будет воспринято всеми, кто любит…

О том, благодаря какому фрукту потеряли невинность Адам и Ева до сих пор спорят богословы, литераторы, художники. Что было плодом древа познания добра и зла: яблоко, гранат, апельсин?..

Разногласий же по поводу того, чем они после этого прикрыли свой стыд, а также и срам, ни у кого нет. Ибо четко сказано в Библии:

"И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания" (Бытие, 3, 7)

Смоква, она же инжир — одно из самых древних культурных растений. Уже десять тысяч лет назад его выращивали в Аравии, в оазисах вокруг Мертвого моря, в Месопотамии и в Финикии. Зрелые плоды инжира очень сладкие. Пока не придумали сахар, их использовали вместо меда (или вместе с медом). В 9 веке до н.э. этот плод попал в Древнюю Грецию, а чуть позже - в Древний Рим. В Риме смоковницу ценили не только за сладкие плоды. Она почиталась священным деревом. Ведь, согласно легенде, волчица вскормила основателей города Ромула и Рема под смоковницей, росшей на Капитолийском холме .

Всем хорош был этот фрукт за исключением одного. Зрелый инжир невозможно хранить. Даже до ближайшего рынка довезти его в товарном виде было затруднительно. Поэтому на рынок попадали плоды немного недозрелые. Их называли семитским словом "пигг". От этого слова в современном иврите образовалось слово "паг" - "недозрелый плод" (а также "недоношенный ребенок"), а в арабском - слово "фиддж" От этого же слова образовалось и латинское название смоковницы и ее плода, Ficus carica, и ботаническое название всего семейства тутовых, Ficus. Домашние фикусы принадлежат к тому же семейству тутовых. Когда они растут в открытом грунте, в джунглях, они приносят плоды, по форме похожие на инжир.

Выражение "фиговый лист" применяют в европейских языках для того, чтобы обозначить стремление (зачастую неловкое) прикрыть какое-либо постыдное деяние. Укоренилось это выражение в 16-м веке, когда католическая церковь постановила запретить изображение обнаженных половых органов. На уже существующих картинах и фресках для прикрытия срамных мест пририсовали драпировку. Это сделали, к примеру, в Сикстинской капелле, которую великий Микеланджело разрисовывал без всякого стыда. И на знаменитой фреске Мазаччо "Изгнание из рая" (1428), одной из первых картин эпохи Возрождения, Адама и Еву приодели в листочки, как бы с ближайшего куста. На иллюстрации слева изображена фреска до реставрации, а справа - после реставрации в 1980 году, когда ей возвратили прежний вид и убрали пририсованные листочки. Надо сказать, что северные художники были не в пример скромнее итальянцев. Например, голландец Ян ван Эйк (1390 - 1441) на знаменитом алтаре из Гента (1432) изобразил Адама и Еву прикрывающимися листьями смоковницы, как написано в Библии.

Со статуями было сложнее. Могучие гениталии античных богов и героев не зарисуешь. Поэтому владыки светские или духовные давали заказ кому-нибудь из современных им скульпторов немного поправить классиков. Скульпторы вырезали из мрамора роскошный фиговый листок и приклеивали к древней скульптуре, чтобы скрыть торчащие признаки мужской силы. Некоторые при этом забывали подкрасить мрамор под цвет "исправляемой" древности. В результате новый ярко-белый листочек выделялся на фоне старого мрамора, привлекая всеобщее внимание к тому, что должен был бы закрывать.


Славному плоду фигового дерева немного не повезло с европейской филологией. Латинское ficus во многих европейских языках звучит очень неблагозвучно. "Инжир" по-итальянски "fico". Хочешь-не хочешь, но это слово напоминает достаточно грубый глагол "ficcare" ("втыкать, совать"). И по-немецки беда: "ficken" - это то же самое, что по-английски "fuck". Так что название сладкого и полезного фрукта часто смешило грубых особей мужского пола, по созвучию напоминая им о детородном органе - отличительном признаке и предмете необъяснимой гордости самцов-человеков. А поскольку довольно часто для изображения этого же органа употребляли кукиш, слова "кукиш" и "фига" во многих языках стали синонимами. В том числе, и в русском.

Кстати, инжир в Венеции называют "figàro". Не отсюда ли происходит фамилия севильского брадобрея, героя пьес П.-О. де Бомарше? Может быть. А может быть и от вышеупомянутого не очень приличного итальянского "ficcare". Фигаро ведь тоже без устали совал свой нос во все дырки. "Фигаро - здесь, Фигаро - там"


  1. Догадки ученых подтверждают Библию. Почему листья смоковницы могли стать первой одеждой .

  2. Интересная цитата из книги Йелто Дрента «Вагина. История заблуждений»

Федерико Феллини, создавая свой фильм о жизни Джакомо Казановы, попросил поэта Тонино Гуэрру, написавшего сценарий фильма «Амаркорд», сочинить для него стихотворение. Этот текст, к сожалению, не вошел в фильм, а ведь Гуэрра планировал вложить в уста Казановы нижеследующий панегирик «смоковнице» (или «фиге», как в Италии называют плод инжира). Надо только помнить, что итальянцы всегда воспринимали смоковницу как плод исключительной сочности, даже более сочный, чем слива. (Ведь это только на севере Европы инжир встречается почти всегда в сушеном виде… Поэтому всякий при виде сухого инжира, лежащего в магазинах в удлиненной упаковке, подсознательно скорее представит себе мошонку старика, нежели эротичный орган привлекательной молодой женщины.)



О, ты, смоковница — как паутина,
как шелковистое зерно.
Калитка в сад таинственный, где всех
цветов на свете сердцевина зреет.
Как штурма ждущая нетерпеливо крепость.
Смоковницы как мир разнообразны:
широкие и узкие; совсем
безумные; за два всего сантима;
веселые; болтливые; заики;
зевающие сладко; никогда
не говорящие с тобой, пусть даже
стираешь в страсти их с лица земли.
…То сахарною обернутся головой,
то в лес, поющий волчьим воем, превратятся,
то запылают яростным костром,
то, запряженною прекрасными конями,
каретой вылетят из-за угла.
А то под небеса, как шар воздушный
раздутый черным газом, вознесутся,
несомые свеченьем светлячков.
Но вдруг — silentium! — на миг сладчайший
Смоковница — лик Бога, боговы уста.
Люби же вечно свет, тобой же сотворенный.
Люби деревья, облака и море,
И человека и народы разом,
И всех смоковниц, о, Смоковница, люби!

Денежная купюра номиналом 100 рублей

Уже два года мы с вами, дорогие российские читатели, получаем зарплату деньгами, не имеющими отношения к действительности. Сторублевки наши — свидетели прошлого, но никак не настоящего. Развратного, надо уточнить, прошлого: теперь в реальности уже, по счастью, все в порядке, сплошные нравственность и мораль.

В 2011 году, после реставрации Большого театра в Москве, скульптура Аполлона на квадриге, венчающая фронтон (именно она изображена на сторублевой купюре), предстала в новом виде: срамное место Аполлона реставраторы прикрыли фиговым листком. Лишь на купюре остался Аполлон с голой писькой; на фронтоне — теперь уже с листочком. Коней, по счастью, не тронули.

Ах, письки, письки. Вы — главные пострадавшие всех времен, вы — линия фронта в войне свободы самовыражения художника и требований благопристойности. Жестоко, письки, обошлась с вами судьба: другие части человеческого тела — чада ему родные, а вы всю жизнь как пасынки и падчерицы. Разве думает кто об ухе или, скажем, локте Аполлона в отрыве от всего Аполлона? Разве кто, глядя на Афродиту, из пены рожденную, обратит отдельное внимание на большой палец ее ноги? Все члены человеческие — лишь части целого, делят на всех единое совершенство творения божия, так что даже если какой-то из членов падет, остальные возьмут на себя груз красоты: Венера Милосская и без рук Венера, Ника Самофракийская победоносна даже без головы. И лишь вы, письки, как неродные: то вас прикрыть стремятся, то открыть, то замазать, то изобразить отдельно, то еще что-то с вами сделать, — словно вы какая-то сомнительная добавка к телу, великому произведению Творца или земного подражателя его, художника. Всегда маячит где-то рядом с вами невольный спутник ваш, фиговый лист.

Самый первый фиговый лист нам найти не удастся. Он периодически появляется в средневековой живописи, скульптуре и книжной миниатюре, но преимущественно по делу: в сюжете о грехопадении и изгнании из рая. А вот хронология массового насаждения листочков в Европе точно известна и документирована. В 1557 году папской буллой фиговые листы были рекомендованы к повсеместному применению. Папой тогда был Павел IV. Католичество столкнулось с молодым конкурентом — Реформацией, нужно было доказывать свое благочестие. Греко-римских статуй под рукой было много, ренессансных фресок еще больше, и обеспечить всех Гераклов и Адамов фиговыми листками в одночасье не удавалось; кампания затянулась на века. В XVII веке операцией прикрытия руководил лично папа Иннокентий Х. Мужчины, ради своего душевного спокойствия отойдите сейчас от мониторов! При Иннокентии Х гениталии римских статуй в Ватикане попросту отбивали. Молотком и зубилом. И только потом на освободившееся место — фиговый листок. Чтобы ничего из-под листка не топорщилось. Чтоб гладенько все было.

Самый большой фиговый лист — он же, пожалуй, самый знаменитый. Прилагается к копии статуи Давида авторства Микеланджело в лондонском музее Виктории и Альберта. «Давида» подарили королеве Виктории в 1857 году, и королева немедленно отдала подарок в музей. Злые языки намекали, что королева так быстро избавилась от «Давида» из-за его слишком откровенной наготы — да уж, посмотреть там было на что: при высоте шесть метров «Давид» имел причиндал (извините, но таковы были тогдашние слухи), способный смутить даже королеву. На деле же статуя была неожиданным и нежеланным подарком: ее прислали в Англию в качестве утешительного приза, после того как Великий герцог Тосканы наложил вето на решение о вывозе из Италии картины Гирландайо, которую хотела получить лондонская Национальная галерея; королева такого исхода не ждала и была им раздосадована. Но так или иначе, говорят, что даже когда «Давид» стал музейным экспонатом, знатные дамы падали в обморок, узрев его во всей непристойной красе. Поэтому фирме D. Brucciani & Co. был срочно заказан фиговый лист, который на Давида нацепляли, как только становилось известно о скором визите каких бы то ни было благородных особ. Высота листа — полметра. Держался он на двух стальных крючках. Держался примерно до 1950-х годов. Нынче он экспонируется отдельно от статуи, позади нее. Кстати, аналогичная гипсовая копия «Давида» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве обходится без всяких фиговых листков и уверенно демонстрирует, что гениталии красавца-пастушка сегодня способны кого-либо поразить разве что компактностью и деликатностью работы скульптора.

Самый странный фиговый лист потому и странен, что ни на какой лист не похож. Он весь наоборот, во множестве смыслов. «Женский фиговый лист» Марселя Дюшана из коллекции галереи Тейт ничего прикрыть не способен. Этот небольшой эротический объект 1950 года — отлитый в бронзе отпечаток женской промежности: словно женщина села голой попой на незастывший гипс, и остался рельеф. Моделью, скорее всего, служила тогдашняя подруга Дюшана, бразильский скульптор Мария Мартинс.

Женский лобок, кстати, в истории классического искусства прикрывали листиками несколько реже, чем мужской, его было более позволительно оставить на виду: он ведь сам по себе есть некое прикрытие, а собственно женские гениталии, в отличие от мужских, спрятаны в укромной глубине тела, и чтобы их изобразить, художнику нужно раскорячить свою модель в довольно нелепой позе, как это сделал Курбе в «Происхождении мира» — и Дюшан. Понять, что именно изображает «Женский фиговый лист», что это «негатив» вульвы, с первого взгляда не так уж просто, к этой странности и непроявленности Дюшан и стремился — в отличие от «позитива» того же слепка, который украшает обложку журнала Le Surréalisme, même 1956 года и который, сохраняя любимую сюрреалистами неявную зловещесть, гораздо прозрачнее отсылает к натуре.

Кстати, почему лист именно фиговый? Съев злосчастный плод с Древа познания, Адам и Ева «увидели, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоковница, она же фига, она же инжир. Лист дерева инжира имеет красивейшую резную форму, но если подходить к нему практически, то именно для «что-нибудь прикрыть» он подходит хуже некуда: трех- или пятипалый лист с глубокими прорезями между «пальцев» неизбежно прикроет не все. Неужели в райском саду не нашлось более подходящих листьев? Эми Марш предлагает «садо-ботаническую» (от слова «садизм», а не «садоводство») версию: листья инжира содержат фермент фицин, который может вызывать острое раздражение кожи. То есть фиговые листья, которыми обвязались прародители, были им в наказание, чтобы у них там все болело, чесалось и ни на минуту не давало забыть о совершенном грехе (а то просто изгнания из рая им было мало, можно подумать). И продолжался этот ботанический садизм примерно до середины ХХ века, когда началось увядание фиговых листков. Отношение к наготе менялось, голыми подробностями стало уже никого не удивить, и музеи один за другим стали поднимать вопрос, не пора ли вернуть в первозданный вид экспонаты, прежде всего античные и ренессансные.

На флорентийской фреске «Изгнание из рая» Мазаччо сокрушенные Адам и Ева уходили из рая в мир нагими, рыдая, и гнал их прочь от райских врат ангел (заметим, одетый ангел). Через два века после создания фрески, в 1680 году, при кардинале Козимо Медичи III, решено было праотца и праматерь прикрыть: реставратор добавил зеленые веточки, как бы невзначай протянувшиеся с кустиков (гипотетических кустиков, нет там в зоне видимости никаких кустиков) прямо поверх причинных мест. Первоначальный вид фреске вернули при масштабной реставрации в 1980 году.

Новое искусство также не избежало цензуры. Когда Анри Матисс написал по заказу Сергея Щукина диптих «Музыка» и «Танец», Щукин был доволен всем, кроме гениталий юноши-флейтиста на панно «Музыка». В «Танце» персонажи относительно бесполые, а вот в «Музыке» половые признаки мальчика деликатно, но внятно обозначены. Щукин предполагал украсить полотнами Матисса парадную лестницу своего особняка, а у него росли малолетние дочери… В общем, коллекционер сказал художнику: «Не надо». Матисс послушно замазал неподобающее, но не маслом, а легкосмываемой краской, и, как рассказывают, оставил Щукину записочку: мол, monsieur Chtchoukine, Ваше пожелание выполнено, но если Вы когда-нибудь решите привести картину в первоначальный вид, просто протрите нужные места крепким коньяком, все смоется, и вы увидите то, что опасались показывать дочерям. Шли годы, после революции была национализирована в Москве, потом «Музыка» отправилась в Эрмитаж и еще несколько десятилетий провисела там в цензурном виде. Кажется, уже где-то в 1970-х Эрмитаж собирал ученый совет, чтобы решить: возвращать ли картине «первоначальный вид» или «заплатка» в паху флейтиста уже стала частью ее истории? Постановили все-таки вернуть. По словам старых реставраторов Эрмитажа, обошлись даже без коньяка: «заплатка» легко смылась влажной губкой с хозяйственным мылом.

Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).

Распространению этого выражения способствовало главным образом то обстоятельство, что начиная с XVI в. и вплоть до конца XVIII в. европейские скульпторы при ваянии нагого человеческого тела были вынуждены отчасти «прикрывать» его посредством фигового листа.
Эта условность была уступкой христианской Церкви, которая считала естественный вид человеческого тела «греховным» и «неприличным».

Выражение "фиговый листок" стало крылатым. А употребляется в значении лицемерного прикрытия чего-либо постыдного, непристойного, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела (или тела?

Укоренилось выражение в 16-м веке, когда католическая церковь на особом соборе постановила запретить изображение обнаженных половых органов. На уже существующих картинах и фресках художникам пришлось прикрыть срамные места драпировкой.

Это сделали, к примеру, в Сикстинской капелле, которую великий Микеланджело разрисовывал без всякого стыда. И на знаменитой фреске Мазаччо «Изгнание из рая» (1428), одной из первых картин эпохи Возрождения, Адама и Еву приодели в листочки, как бы с ближайшего куста. В ходе реставрации в 1980 году фреске возвратили прежний вид и убрали пририсованные цензорами листочки. Надо сказать, что северные художники были не в пример скромнее итальянцев. Например, голландец Ян ван Эйк (1390-1441) на знаменитом алтаре из Гента, который он создал почти одновременно с Мазаччо, в 1432 году, изобразил Адама и Еву прикрывающимися листьями смоковницы, как написано в Библии.


Со статуями было сложнее. Могучие гениталии античных богов и героев не зарисуешь. Поэтому владыки светские или духовные давали заказ кому-нибудь из современных им скульпторов немного поправить классиков. Скульпторы вырезали из мрамора роскошный фиговый листок и приклеивали к древней скульптуре, чтобы скрыть торчащие признаки мужской силы. Некоторые при этом забывали подкрасить мрамор под цвет «исправляемой» древности. В результате новый ярко-белый листочек выделялся на фоне старого мрамора, привлекая всеобщее внимание к тому, что должен был бы закрывать.

Славному плоду фигового дерева сильно не повезло с европейской филологией. Латинское ficus во многих европейских языках звучит очень неблагозвучно. «Инжир» по-итальянски «fico». Хочешь не хочешь, но это слово напоминает достаточно грубый глагол «ficcare» («втыкать, совать»). И по-немецки беда: «ficken» - это то же самое, что по-английски «fuck».

Так что название сладкого и полезного фрукта часто смешило грубых особей мужского пола, по созвучию напоминая им о детородном органе - отличительном признаке и предмете необъяснимой гордости самцов-человеков. А поскольку довольно часто для изображения этого же органа употребляли кукиш, слова «кукиш» и «фига» во многих языках стали синонимами. В том числе и в русском.

Так как фиговый лист еле-еле годится чтобы заслонить внешние половые органы, выражение «фиговый лист» или «фиговый листок» часто применяется для обозначения робкой и неумелой попытки прикрыть постыдное. Иногда фиговому листу приписывают символическое сексуальное значение.

А сейчас вообще не знают, нужен ли фиговый листок на скульптурах. И рестовраторы творят в растерянности:

После реставрации Большого театра оказалось, что причинное место Аполлона правящего квадригой на фронтоне, прикрыли фиговым листом

Почти сто лет древнегреческий бог простоял без этой детали туалета, но реставраторы оказались непреклонны. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждает, что фиговый листок был (он виден на найденных фотографиях конца XIX века), но исчез в начале прошлого столетия. Почему под фиговым листком оказалось тщательно вылепленное мужское достоинство - остается загадкой.

Сверху — до рестоврации, снизу — после реставрации. Правда, сведущие люди замечают, что нынешние реконструкторы всего лишь восстановили первоначальный вид, который до советской реконструкции.

Любопытно, кому в то время пришло в голову отлепить листок и устроить шоу на полвека.

Мужик приходит в магазин карнавальных костюмов и говорит: "У вас есть костюм Адама?" Продавщица кладет на прилавок фиговый листик. Мужик: "А нет чуть побольше?" Продавщица дает ему побольше. Клиент: "А можно еще немного побольше". Продавщица достает лист огромных размеров. Мужик: "А можно еще больше?" Продавщица приносит громаднейший лист. Мужик: "А на размер больше можно?" Продавщица: "А может Вам лучше перекинуть член через плечо и изображать бензоколонку?"

АДАМ И ЕВА



Эдем
Был райский сад. Обилие плодов,
Журчанье вод и райских птичек пенье,
И сладострастной Евы нетерпенье,
Ну, словом, рай. И никаких трудов.

Адам
Поесть, попить да переспать с женой,
И ни к чему другому нет стремленья.
Ленив и глуповат венец творенья,
И надо делу ход придать иной.

Змей
Характер Евы знает Змей,
Он ей шипит: "Не смей! Не смей!"
И не выдерживает Ева,
Запретный плод срывая с древа.

Нагота
Адам увидел, что жена
Весь Божий день обнажена.
Куда ни шло, на брачном ложе,
Но днем нагой ходить негоже.

Фиговый листок
И это был всему исток.
Сначала фиговый листок,
Потом, и никуда не деться,
Убили зверя, чтоб одеться.
С тех пор всегда с разбоем рядом
Страсть к украшеньям и нарядам.
Всего-то фиговый листок,
Но Божий приговор жесток.

Эпилог
Рожаем в муках, трудимся в поту,
И жизни смысл волнует наши мысли.
А есть ли мы в ином каком-то смысле?
Рожаем в муках, трудимся в поту.

Юрий Солодкин. Из его поэмы "Сотворение мира"

Вам также будет интересно:

График приема граждан руководством и должностными лицами администрации президента республики беларусь
Высокий столичный гость вместе с председателем Лидского райисполкома Михаилом Карповичем...
Частные военные компании в сша
Так, в сентябре 1962 года группа офицеров армии Йемена во главе с полковником Абдаллой...
Авиадиспетчер обучение в беларуси
Авиационное техническое училище гражданской авиациибыло открыто в Минске в 1974 году. В нем...
Квартирный вопрос подставил клан бирюковых
— Заместитель Мэра Москвы, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства...
Пакетная смена губернаторов: откуда пришли новые руководители регионов
Накануне стало известно, что президент России Владимир Путин отправил в отставку главу...