Юридический портал - Оlgis

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) Анализ себестоимости отдельных видов продукции пример расчета

Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс основной финансовый документ организации

Почему саентология запрещена в России?

Основные положения закона о квартплате

Отражение убытка в бухгалтерском учете - проводки

Что такое первичные документы бухгалтерского учета: виды

Как заработать деньги находясь в декретном отпуске

Финансовый университет при правительстве российской федерации

Вузы мвд, фсб, мчс россии

Как пишется дополнительное

Дистанционное обучение в РосНОУ

Правила написания адресов

Опоздание на церковную службу или уход без уважительной причины до ее окончания

Методы оценки стоимости нематериальных активов

Что входит в расходы на ниокр и как они учитываются Окр конструкторская

Правовое регулирование деятельности военных представительств: работа над ошибками. После испытания на излом. Военные представительства надо вернуть на производство Сокращение военных представительств

Знак отличия

Эмблема управления

ВОЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Министерства обороны(англ. military representation) - представительство Министерства обороны, создаваемое для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

ВП и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил, имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба, бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В Российской Федерации деятельность ВП МО и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ. Руководство деятельностью ВП МО осуществляется Минобороны РФ через управление военных представительств. Военные представительства сохранены почти во всех армиях республик бывшего Советского Союза. Аналогичные структуры имеются в армиях стран НАТО.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП, Минобороны направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

ВП вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается заказывающими управлениями Минобороны РФ и доводится до руководителей организаций и ВП. ВП на основании утвержденной номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите гос-ной тайны.

На военнослужащих и гражданский персонал ВП, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ для работников этих организаций.

История

Еще при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче проверка поставляемой военной продукции осуществлялась наиболее квалифицированными заводскими мастерами - оружейными "дозорщиками". Однако вскоре выяснилось, что такая организация контроля качества не обеспечивает в должной мере соответствие технических характеристик продукции требованиям заказчика. Ведь русские мастера середины XVII века достигли значительных успехов в изготовлении артиллерийских орудий. Но разительное отличие пищалей одинаковых калибров по весу, размерам и другим конструктивным особенностям существенно снижало эффективность их боевого применения. Выход из создавшегося положения был найден в назначении приемщиками вооружения представителей органов центрального военного управления - Пушкарского и Оружейного приказов.

Содержание немногих дошедших до нас документов того времени проливает свет на первые шаги отечественных военпредов. По указу царя от 25 июня (по старому стилю) 1645 года на Тульском заводе "пищального и железного дела", принадлежавшем голландскому купцу Андрею Виниусу, была введена военная приемка артиллерийских орудий. Ответственность за ее организацию и проведение по изложенным в указе методикам возлагалась на тульского воеводу князя Якова Черкасского.

Этим указом царя предписывалось осуществлять приемку военной продукции "как прежде", что свидетельствует о существовании военных контролеров и в более ранний период. Однако соответствующих первичных документов в настоящее время не существует.

Прежде всего пищальные приемщики проводили испытания заводских изделий путем их "прострела" на полигоне. Мишенью служил специальный осыпанный землей сруб. Затем проверялось соответствие типов, размеров и веса орудий своего рода техническому заданию (росписи Пушкарского приказа) и заводской технической документации (мастерской сказке). Оказалось, что все пищали различны по весу и размерам.

Царским указом, кроме того, были определены критерии для приемки военной продукции. Устанавливались допустимые отклонения от заданных веса и размера орудий (три пуда и два вершка соответственно). Впредь приемщикам было велено вести подробную постатейную отчетность о результатах их деятельности: "...сколько каких пищалей ядром в приеме будет порознь, и что в какой пищали весу, и в какову меру длиною, и что на прострелку зелья и ядер выйдет, и где те пищали устроят и во что сарай [склад] станет..."

Император Петр I тоже приложил руку к этому важнейшему для обороноспособности страны делу. Необходимость института военных представителей для государства и целесообразность его содержания на предприятиях промышленности убедительно подтвердилась и в эпоху Петра Великого. В то время основу русской армии составляла артиллерия - "масса бессистемных орудий с прислугой полустрелецкого характера, с управлением, чуждым азбуке артиллерийского дела". Артиллерия, собранная с разных заводов, "скучивалась как попало, передвигалась на подставных, действовала зря, блюлась потомственно одним сословием, ведалась заочно другим".

Для "внутреннего спокойствия и внешней безопасности посредством хорошо устроенного войска" требовалась четко отлаженная система надзора за производством и обеспечением армии и флота качественным оружием и боеприпасами. Начало артиллерийскому образованию в России и подготовке специалистов для приемки "пищалей, фузей и ружей" положил Петр I. Его военные преобразования были предопределены неудачами русских войск в конце XVII века и необходимостью борьбы за выход к Балтийскому морю.

В связи с этим системное преобразование армии было начато с переустройства системы управления процессами производства и поставок оружия.

Указом от 19 мая 1700 года Петр I вводит должность генерал-фельдцейхмейстера и назначает генерала от артиллерии царевича Александра Имеретинского "ведать всякие дела" в Пушкарском приказе и "тщится, чтоб пушки, мортиры и все, что к артиллерии принадлежит, учтены б были исправны и добрым мастерством". В перечень "всяких дел" были включены обязанности руководства работами по организации надзора за созданием, производством и приемкой пороха, свинца, оружия для реорганизуемой армии.

Изготавливать пушки начали только по чертежам, утвержденным Александром Имеретинским. По его указанию приемку и поставку оружия в армию стали осуществлять с учетом результатов испытаний по методикам, изложенным в указах царя. Оружейные приемщики на предприятиях, как и прежде, состоя на царской службе, обладали полной независимостью от заводской администрации. Определенное представление о содержании их деятельности в период Северной войны, в 1700-1721 годах, дают документальные материалы, хранящиеся в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в Российском государственном архиве древних актов.

В архивах сохранились доклады старшин приемщиков ружей (альдермалов) о проведении входного контроля исходного сырья (меди, селитры, серы и т.д.) и результатах испытаний, о поставках оружия и пороха в окраинные города России и Запорожское войско.

Увеличение количества заводов, выпускающих военную продукцию, и возникающие в связи с этим проблемы обеспечения специалистами, оборудованием, сырьем и материалами потребовали дальнейшего развития системы военного контроля, введения централизованного руководства деятельностью альдермалов на заводах. В 1719 году учреждается Канцелярия и Артиллерийская экспедиция Военной коллегии. Первыми органами контроля за деятельностью военных представителей являлись специалисты Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера.

Указом царя от 11 января 1723 года предписано "оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей" и контролировать, "как альдермалы клейма ставят". При плохом качестве "ружей и фузей" указом Петра предписывалось наказывать чиновников канцелярии (дьяков и подьячих), хозяина ружейной фабрики и старшин альдермалов. Известно, что один из начальников приемщиков ружей - старшина альдермалов Фрол Фукс за низкое качество ружей был сослан в Азов.

В 1728 году на базе Канцелярии создается Штаб генерал-фельдцейхмейстера, а 24 января 1812 года на базе Артиллерийской экспедиции - Артиллерийский департамент, ведающий "вопросами производства артиллерийского вооружения и снабжения им армии".

Параллельно с образованием системы военного контроля артиллерийского вооружения, как свидетельствуют исторические источники, складывалась и система контроля по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей.

Начиная с 1695 года в центрах судостроения (Воронеже и других городах) выделялись специальные лица (стольники), которые были близки к государю и разделяли его труды и заботу о флоте. В дальнейшем делами кораблестроения и вопросами надзора за постройкой судов стали заниматься специально созданные учреждения: с 1700 года - Адмиралтейский приказ, или Приказ адмиралтейских дел; с 1707 года - Адмиралтейская канцелярия.

В декабре 1717 года было учреждено девять коллегий, в том числе Адмиралтейская коллегия. В состав Адмиралтейской коллегии входили 11 контор, одна из которых (Адмиралтейская) занималась наблюдением за правильностью работ и свидетельствований счетов используемых материалов, вторая (Обер-сарвайерская), в ведении которой находились все корабельные мастера, в том числе и дозорщики за работами, непосредственно отвечала за постройку судов.

Заложенные при создании системы военных представительств принципы оценки качества оружия, испытаний и приемки продукции, методология и критерии контроля производства были сохранены и при последующих реформах армии.В XIX веке инициатором военных реформ в России стал военный министр Дмитрий Милютин, обосновавший 15 января 1862 года в своем докладе к царю необходимость реформы системы центрального военного управления и создания военных округов. В результате этих преобразований должности офицеров военных представительств 24 декабря 1862 года были введены в штаты вновь созданного Главного артиллерийского управления (ГАУ). Именно с этого дня впервые появилось официальное упоминание термина "военный представитель". Тогда же был разработан полный комплекс документов, подробно регламентировавших весь процесс деятельности военпредов. Таким образом система военного контроля и своевременной поставки военной продукции получила в Российской империи соответствующее законодательное оформление.

Из исторических документов известны имена военных приемщиков, контролирующих качество оружия для русской армии в XIX веке. Среди них Иван Бобарыков - приемщик от ГАУ при Петербургском патронном заводе до 12 января 1870 года, управляющий Верх-Исетским заводом Александр Семевский, а также начальник литейной мастерской по отливке орудий штабс-капитан Александр Энгельгард.

1 января 1866 года образовано Главное управление кораблестроения и снабжения, ведавшее делами постройки и вооружения кораблей, заготовками материалов и учетом затрат для их постройки.

Постоянно развивающаяся система контроля качества вооружения и военной техники полностью оправдала свое предназначение в предвоенный период и внесла весомый вклад в победу нашего оружия в Великой Отечественной войне.

Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 годах, поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США.

Реформы системы военных представительств

Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период. Вплоть до XXI века в каждом виде и в большинстве родов войск Вооруженных сил страны имелись «свои» военные представительства, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадры военных представителей. ВП каждого вида и рода войск были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (с конца 1986 года – начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (с конца 1986 года – уполномоченному).Первый удар на систему военного контроля обрушился в конце 1997 года, когда вышла директива Генерального штаба, упразднявшая такое важное звено управления, как аппараты уполномоченных.

Второй удар по системе военного контроля последовал в начале 2000-х годов. С января 2005 года расформированы органы контроля военных представительств Минобороны России и на их базе создано Управление военных представительств. С апреля 2005 года начальнику вооружения Вооруженных сил - заместителю министра обороны Российской Федерации переподчинены военные представительства, осуществляющие контроль качества и приемку разрабатываемых и изготавливаемых образцов вооружения и военной техники.

За три столетия своего существования, с петровских времен, военная приемка показала свою эффективность. В советские годы только в ВП ВВС было по штату более 10 000 офицеров и около 11 000 гражданских специалистов. Сегодня во всех родах и видах Вооруженных сил РФ числится около 7500 военпредов. В соответствии с реформой останется всего 1500 офицеров.

Источники

  • 1. Постановление Правительства РФ от 11 августа 1995 г. N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации"
  • 2. Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации" от 18.6.2000 г. № 320

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 45 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до начальника военного представительства и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, я не мог спокойно смотреть на предпринимаемые Анатолием Сердюковым и генералом армии Николаем Макаровым попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники.

Искренне благодарен редакции еженедельника «Независимое военное обозрение», которая считала возможным размещать на страницах своего издания материалы о целенаправленном и планомерном развале механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники («НВО» № 26 от 31.07.09, «НВО» № 8 от 05.03.10) и другие материалы. В связи с отстранением от должности Сердюкова и увольнением Макарова и, что самое главное, в связи с назначением на должность министра обороны военного человека, генерала армии Сергея Шойгу появилась, как мне кажется, надежда на возрождение из пепла военных представительств. Хочется верить, что будут приняты необходимые меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и для воссоздания престижа службы и работы в системе военных представительств.


КАК УНИЧТОЖАЛИ КОНТРОЛЬ

Начиная с 2009 года Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, выполняя указания министра обороны РФ, издал четыре директивы, предусматривающие проведение многочисленных организационно-штатных мероприятий в военных представительствах, следствием которых стали сокращение штатной численности военных представительств, снижение уровня военного контроля за качеством военной продукции и падение престижа службы и работы в системе военных представительств.

Согласно Директиве от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, в военных представительствах первой и второй категорий должно было остаться по два офицера, в военных представительствах третьей категории – по одному офицеру с одновременным сокращением численности гражданского персонала. Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено.

Согласно Директиве от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, в военных представительствах были уменьшены должностные оклады и снижены воинские звания для всех офицерских должностей военных представительств. Надо отметить, что, согласно Конституции РФ, не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан. Как следствие, ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.

Согласно Директиве от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193, осуществлено переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала. После реализации этой директивы принципиально изменилось правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Остальные военные представительства были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.

Согласно Директиве от 1 апреля 2011 года № 314/9/1547, ликвидированы (расформированы) сотни военных представительств с возложением военного контроля на малочисленные отделы (группы), включенные в штаты территориальных военных представительств. Одновременно по этой директиве были проведены организационные мероприятия, связанные с сокращением общей численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств и включенных в их штаты отделов (групп) в среднем в три раза.

После реализации всех этих директив и глобального сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств Минобороны России стало просто невозможным.

ДЛЯ КОГО УКАЗ НЕ ПРИКАЗ

В средствах массовой информации (в частности, и в еженедельнике «Независимое военное обозрение») неоднократно поднимался вопрос о необходимости предотвращения развала системы военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники. Но руководство Министерства обороны оставляло эти публикации без внимания.

В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения. «Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо», – сказал глава государства. «Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования», – подчеркнул президент. После таких заявлений главы государств в «Независимом военном обозрении» была опубликована статья «Возрождение из пепла. Минобороны вернет на предприятия военных представителей» («НВО» № 28 от 03.08. 12). Однако ни «гражданский» министр обороны Анатолий Сердюков, ни начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ «секретный» герой России Николай Макаров не предприняли никаких эффективных мер для восстановления военных представительств, фактически проигнорировав указания президента страны.

Лично я такими действиями высших должностных лиц Министерства обороны не удивлен. Ведь Сердюков, будучи не только гражданским человеком, но и не зная, как я уверен, процесс создания и изготовления вооружения и военной техники, просто не представлял и не понимал важности и необходимости военного контроля. Что касается начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, то, как мне достоверно известно, Макаров, будучи еще первым заместителем министра обороны – начальником вооружения, однажды заявил: «Мой зампотех и без военпредов приедет и примет все что нужно».

В связи с назначением на должность министра обороны военного человека появилась надежда на восстановление эффективного военного контроля на прежнем высоком уровне. Как представляется мне, идеальным решением для этого было бы восстановление системы военного контроля за разработкой и производством военной продукции, которая приобрела свой окончательный облик и эффективно действовала в Советском Союзе. В то время в каждом виде и в большинстве родов Вооруженных сил имелись «свои» заказывающие управления, «свои» военные представительства, подчиненные тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадров военных представительств.

РУССКИЙ ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Понимаю, что для реализации перечисленных предложений потребуются глубокая проработка, время и «генеральское» решение на самом высоком уровне. Поэтому наиболее реальными и первоочередными считал бы проведение следующих мероприятий.

1. Признание ошибочным издание и реализацию названных директив Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

2. Восстановление, как это имело место ранее, самостоятельных военных представительств в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах), разрабатывающих вооружение и военную технику, и на предприятиях промышленности, изготавливающих вооружение и технику, вместо отделов (групп), входящих в штат территориальных военных представительств.

3. Переименование территориальных военных представительств в военные представительства с исключением из их штатов отделов (групп).

4. Увеличение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств до уровня, существовавшего ранее, в пределах численности, установленной указом президента РФ от 22 апреля 2011 года № 504.

5. Возобновление практики дислокации на предприятиях – соисполнителях филиалов военных представительств с подчинением их головному военному представительству.

6. Рассмотрение вопроса о необходимости дислокации военных представительств на предприятиях, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в первую очередь на авиаремонтных предприятиях.

7. Повышение воинских званий по офицерским должностям, в первую очередь по должностям начальников военных представительств. Предлагаю установить следующие воинские звания для начальников военных представительств (по аналогии с ранее существовавшими):

– для начальников головных военных представительств первой категории – «полковник»;

– для других начальников военных представительств первой категории и начальников военных представительств второй категории – «подполковник»;

– для начальников военных представительств третьей категории – «майор».

8. Признание нецелесообразным назначение на офицерские должности военных представительств гражданских лиц, работа которых будет регламентироваться Трудовым кодексом РФ. Наличие в военных представительствах военнослужащих гарантирует стабильность воинского коллектива и преемственность в их деятельности.

9. Возобновление практики заключения контрактов с наиболее достойными офицерами военных представительств после достижения ими предельного возраста состояния на военной службе. Считать положительным фактором многолетнюю службу военнослужащих в одном военном представительстве.

10. Назначение на должность начальника Управления военных представительств осуществлять только на конкурсной основе, как правило, из числа наиболее достойных начальников головных военных представительств, дислоцированных в конструкторских бюро, разрабатывающих комплексы вооружения и военной техники, и на головных предприятиях промышленности, изготавливающих эти комплексы.

11. Рассмотрение возможности установления тарифных разрядов по должностям военнослужащих военных представительств в размерах, действовавших до реализации выше перечисленных директив ГШ ВС РФ.

12. Решение в ближайшие месяцы вопроса об увеличении должностных окладов гражданского персонала военных представительств с целью сохранения стабильных трудовых коллективов. В настоящее время гражданский персонал военных представительств получает меньше, чем работники отделов технического контроля предприятий. После значительного увеличения с 1 января 2012 года окладов денежного содержания военнослужащих должностной оклад даже ведущего специалиста военного представительства первой категории (самая «высокая» должность для гражданского персонала), накопившего многолетний опыт работы, стал в два раза меньше, чем оклад денежного содержания юного лейтенанта, познающего азы военпредовских знаний. Низкие должностные оклады гражданского персонала военных представительств являются главной причиной текучести кадров и отсутствия кандидатов для приема на работу.

13. Включение в обязанности военных представительств рассмотрение и согласование ими при необходимости и по специальному указанию только трудоемкости разработки и изготовления контролируемой военной продукции. Считаю, что требовать от военных представительств рассмотрения и согласования ими стоимости разработки и изготовления контролируемой военной продукции в условиях рыночной экономики (то есть при отсутствии прейскурантных цен, в том числе на материалы, покупные изделия) нереально.

Хотелось бы надеяться, что в Министерстве обороны прислушаются к этим предложениям и примут меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники.

ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке, производстве, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;

контроль за внедрением и соблюдением организациями требований документов по стандартизации оборонной продукции (далее именуются - стандарты) при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

контроль за мобилизационной подготовкой организаций;

контроль качества и приемка работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов);

контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;

выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.

9. При контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства обязаны:

осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и материалов требованиям технической документации;

проводить приемо-сдаточные испытания военной продукции;

участвовать в проведении периодических, квалификационных, типовых и других испытаний военной продукции и давать заключения по их результатам;

участвовать в проведении анализа надежности военной продукции по результатам ее производства, испытаний и эксплуатации;

согласовывать планы мероприятий, направленные на доведение показателей надежности до значений, установленных технической документацией, и контролировать их выполнение;

контролировать выполнение решений по вопросам повышения качества и надежности военной продукции, соблюдение правил хранения принятой военной продукции и ее техническое обслуживание;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

в случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять государственных заказчиков о ходе выполнения государственных контрактов (контрактов);

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно-технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно-измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего для получения и сопровождения военной продукции;

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально-бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой, поставкой, сервисным обслуживанием, ремонтом, модернизацией и утилизацией военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальники УВП МО РФ

  • полковник Д. М. Тумасов (с 2005 по 2009 гг.);
  • полковник (в отставке) А. Г. Тарасов (с 2009 по 2013 гг.);
  • полковник О. Н. Степанов (с 2013 по настоящее время).

Учебные заведения

  • - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны и некоторых других военных вузах страны.

Напишите отзыв о статье "Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.

От уровня подготовки и опыта специалистов военной приемки зависит качество поставляемой техники. Фото Виталия Кузьмина

Пятьдесят лет моей службы и работы в системе военных представительств дают право, как я считаю, заявлять, что за эти несколько десятилетий было три разных периода.

Первый период - счастливый период службы в военных представительствах Минобороны СССР, когда служба и работа в них были престижны и почетны. К этому же периоду отношу службу и работу в них даже в тяжелейшие и трагические годы после развала Советского Союза, когда военные представительства все же избежали печальной участи предприятий в годы приватизации и банкротств.

Второй период – трагический период после назначения министром обороны РФ гражданского «эффективного менеджера» Анатолия Сердюкова и начальником Генерального штаба генерала армии Николая Макарова. За пять лет своего пребывания у власти они добились путем проведения непродуманных организационно-штатных мероприятий как снижения уровня военного контроля за качеством военной продукции, так и падения престижа службы и работы в системе военных представительств.

Третий период – период надежд на возрождение из пепла военных представительств Сергеем Кужегетовичем Шойгу, назначенным 6 ноября 2012 года министром обороны РФ.

Считаю необходимым более подробно охарактеризовать каждый из трех названных периодов.

СЛУЖБА БЫЛА ПРЕСТИЖНА И ПОЧЕТНА

Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период.

Вплоть до наступившего столетия в каждом виде и в большинстве родов Вооруженных сил страны были «свои» военные представительства и «свои» отделы (в Военно-воздушных силах – служба) контроля и кадров военных представительств. Военные представительства каждого вида и рода были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (уполномоченному).

Сложилась и действовала четкая и легко управляемая вертикаль военного контроля: старший военпред (начальник) военного представительства – районный инженер (уполномоченный) – офицер отдела заказывающего управления – начальник отдела – начальник управления. Общее руководство деятельностью, кадровой и методической работой, а также организацией и проведением ежегодных сборов старших военпредов проводилось отделами (в ВВС – службой) контроля и кадров военных представительств.

Такая структура военных представительств обеспечивала эффективный и действенный военный контроль за поставкой в войска качественных, надежных и передовых по своим характеристикам образцов вооружения и военной техники.

Теперь о престиже и почетности службы и работы.

Для военного человека престижность службы определяется прежде всего воинским званием по занимаемой им должности. В советское время в военные представительства назначались, как правило, офицеры в звании капитана после службы в строевых частях и последующего окончания высших военных училищ (академий).

И каждый из них знал, что присвоение ему звания «майор» гарантировано, так как именно такое звание было по штату для низшей воинской должности «младший военпред» (позднее – «помощник ведущего инженера»). В каждом военном представительстве были должности с воинским званием «подполковник». То есть для офицера налицо была возможность «карьерного» роста в звании!

Считаю необходимым обратить внимание также и на то, что должностные оклады офицеров в военных представительства были выше, чем в строевых частях. Так, например, для низшей должности «помощник ведущего инженера» должностной оклад был установлен по 11-му (с 1 июля 2002 года – по 19-му) тарифному разряду (здесь и далее тарифные разряды для должностных разрядов указываются для военного представительства 2-й категории. В военном представительстве 1-й категории оклады были на разряд выше, а в третьей категории – на разряд ниже), то есть в размере большем, чем у командира батальона, – 10-й (18-й) тарифный разряд.

Должностные оклады гражданского персонала военных представительств с учетом гарантированных надбавок (в том числе специальной надбавки за работу в военном представительстве) были также выше, чем у соответствующих категорий работников предприятий.

Именно поэтому у начальника военного представительства в советское время никогда не было проблем с комплектованием должностей гражданского персонала. Среди работников предприятия всегда были желающие быть принятыми на работу в военное представительство.

ПЕРЕХОД НА «НОВЫЙ ОБЛИК»

С назначением гражданского человека Анатолия Сердюкова министром обороны для скомпрометировавшего себя за многие годы слова «реформирование» нашли новое название для процесса разложения системы военного контроля – «перевод военных представительств на новый облик».

Сначала родилась директива министра обороны РФ Анатолия Сердюкова от 30 ноября 2008 года № Д-102, согласно которой до 31 декабря 2008 года подлежали расформированию 184 военных представительства МО РФ. Как посчитал министр, сделано это было «в целях оптимизации организационной структуры военных представительств Министерства обороны».

Дальше – больше. В головах гражданского министра обороны и начальника Генерального штаба генерала армии Николая Макарова родилась идея: всю организационно-штатную структуру военных представительств России по «новому облику» строить по формуле: «1–2–3 = 3–2–1», что в переводе на общечеловеческий язык должно означать: в военных представительствах 1-й, 2-й и 3-й категорий должно быть по штату 3, 2 и 1 офицер соответственно.

Идея превратилась в директиву Генерального штаба ВС РФ от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, нелепость которой была столь очевидна, что ее действие было приостановлено через три дня (!) после утверждения, и директива до настоящего времени лежит неисполненной в долгом ящике.

Что же касается денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в системе военных представительств МО РФ, то, как можно сделать вывод из очередной директивы Генерального штаба от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, министр обороны и начальник Генерального штаба решили, что перечисленные категории военнослужащих не только служат в слишком высоких воинских званиях, но и слишком много получают.

Согласно названной директиве было осуществлено снижение воинских званий для военнослужащих, проходящих военную службу в системе военных представительств МО РФ, на 1–2 ступени и уменьшение тарифных разрядов для них от 2 до 16 единиц, то есть реализация директивы привела к значительному уменьшению денежного довольствия этой категории военнослужащих.

Не припомню, чтобы в Советской армии и даже позднее в Вооруженных силах РФ ранее были примеры такого отношения к военнослужащим.

Замечу, что, согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ, «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Учитывая, что директива Генштаба является для военнослужащих законом, у меня возникает сомнение в правомочности названной директивы о снижении воинских званий и должностных окладов.

Согласно названной директиве, для начальников военных представительств 1-й категории воинское звание по штату было снижено с полковника до подполковника, а тарифный разряд с 30-го до 23-го. Для начальников военных представительств 2-й и 3-й категорий воинские звания по штату были снижены с подполковника до майора и капитана соответственно, а тарифные разряды с 29-го и 27-го до 20-го и 18-го соответственно.

Более того, одним «генеральским» взмахом «сабли» вместо имевшихся в штатах военных представительств девяти офицерских должностей (от подполковничьей должности «старшего офицера» с должностным окладом по 22-му тарифному разряду до должности «старшего авиационного техника» с воинским званием «старший лейтенант» и должностным окладом по 11-му тарифному разряду) была введена единая должность – «инженер» с воинским званием «старший лейтенант» и с должностным окладом по 12-му тарифному разряду.

Вот так, под одну гребенку ГШ ВС РФ приравнял девять должностей, не принимая во внимание ни уровень образования, ни специфику профессий.

«Специалисты», готовившие названную выше директиву, могут, конечно, заявить, что, по их мнению, тарифные разряды офицерских должностей в военных представительствах неоправданно высоки по сравнению с тарифными разрядами других воинских должностей строевых офицеров и снижение тарифных разрядов (то есть уменьшение размеров денежного довольствия) осуществляется для обеспечения равенства офицеров военных представительств МО РФ и строевых офицеров.

На это заявление могу возразить: ведь есть и другой путь для обеспечения такого равенства, заключающийся в повышении тарифных разрядов по должностям строевых офицеров, а не в уменьшении тарифных разрядов для должностей офицеров военных представительств. Но такой путь обеспечения равенства почему-то даже и не рассматривался авторами директивы.

Реализация директивы привела к снижению престижности службы в военных представительствах. Если по существующим штатам самой низшей должностью была инженерная должность с воинским званием «майор», то названной директивой для многих воинских должностей предусматриваются воинские звания младших офицеров – старший лейтенант, капитан.

Уверен, что реализация названной директивы способствовала развалу созданной за многие годы советской системы военного контроля.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗВАЛА СИСТЕМЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ

Время показало, что Генеральный штаб ВС РФ не ограничился вышеперечисленными директивами, предусматривающими проведение организационно-штатных мероприятий в системе военных представительств.

25 декабря 2010 года была утверждена директива № 314/9/1193, согласно которой предусмотрено переформирование всех военных представительств России с содержанием их по новым штатам.

На первый взгляд вроде бы и безобидная директива, подобная таким же предыдущим. Пусть и очень редко, но номера штатов изменялись и ранее.

Однако все оказалось не таким и простым. После реализации названной директивы принципиально изменилось правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Остальные военные представительства (в количестве по 20 и более) были включены в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» (отделов) и фактически потеряли свою самостоятельность.

Номер штата и численность военнослужащих и гражданского персонала были установлены только для «территориальных» военных представительств вместе с их «структурными подразделениями». Таким образом, в качестве самостоятельных военных представительств остались только те, которые получали статус «территориальных», а число таких военных представительств стало как минимум в 20 раз меньше количества всех ранее реально имевшихся военных представительств.

После издания директивы Генеральный штаб вполне мог доложить министру обороны Сердюкову о выполнении его указания о том, что «в каждом регионе страны должно быть одно военное представительство».

Узнав о названной директиве, я предположил, что рано или поздно грядет глобальное сокращение численности военных представительств. При этом рассуждал так: численность штата каждого «территориального» военного представительства составляет (с учетом численности их «структурных подразделений») не менее двухсот, а то и более военнослужащих и многих сотен гражданского персонала. Придет время и какой-либо гражданский помощник или помощница гражданского министра обороны скажет ему: «А нужны ли нам военные представительства такой громадной численности? Не пора ли эту численность уменьшить?» И поступит соответствующее указание Генеральному штабу ВС РФ.

Я так предполагал, но не думал, что это произойдет так быстро, и что уже 1 апреля 2011 года будет утверждена директива № 314/9/1547, согласно которой и были проведены мероприятия по сокращению численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза. Из многолетнего опыта службы и работы в системе военных представительств не могу вспомнить ничего подобного.

Как видим, министр обороны Сердюков и начальник Генерального штаба Макаров делали все возможное, чтобы развалить (а может быть, и вообще ликвидировать) десятилетиями созданную и хорошо функционировавшую систему военного контроля за качеством вооружения и военной техники военными представительствами МО РФ.

Напомню, что случаи отказа от военного контроля военной продукции уже имели место в истории нашей страны. Однако уже через 2–3 года после принятия таких решений жизнь показывала, что для обеспечения требуемого уровня качества вооружения военный контроль жизненно необходим, и военные представительства воссоздавались вновь.

После реализации перечисленных директив и глобального сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих «структурных подразделений» территориальных военных представительств Минобороны России стало просто невозможным.

Средства массовой информации неоднократно поднимали вопрос о необходимости предотвращения развала системы военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники. Искренне благодарен редакции еженедельника «Независимое военное обозрение», которая считала возможным размещать на страницах своего издания материалы о целенаправленном и планомерном развале механизма военного контроля качества вооружения и военной техники. Публикуя, например, статьи под названиями «Профанация нового облика военпредов» (№ 26 (577) за 31 июля – 6 августа 2009 года), «Оклады и звания урезать» (№ 8 (605) за 5–11 марта 2010 года), «Военные представительства опять режут по живому» (№ 21 за 10–16 июня 2011 года), «Наш первый тост – за военпредов» (№ 47 от 28 декабря 2012 года), «За военпредов обидно» (№ 3 от 1–7 февраля 2013 года) и другие материалы.

Руководство Минобороны оставляло все эти публикации без внимания.

В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения.

«Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо. Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования», – подчеркнул президент.

После таких заявлений главы государства в «Независимом военном обозрении» (№ 28 за 3–9 августа 2012 года) была опубликована статья «Возрождение из пепла. Минобороны вернет на предприятия военных представителей».

Однако ни «гражданский» министр обороны, ни начальник Генерального штаба ВС РФ не предприняли никаких мер для восстановления военных представительств, фактически проигнорировав указания президента России.

Лично я такими действиями названных высших должностных лиц Министерства обороны не удивлен. Ведь министр обороны Сердюков, будучи гражданским человеком и не зная, как я уверен, процесса создания и изготовления вооружения и военной техники, просто не представлял и не понимал важности и необходимости военного контроля именно военными представительствами.

Вторя министру, начальник вооружения генерал армии Владимир Поповкин на страницах «Красной Звезды» (статья «Самое время выверить прицел» в еженедельном выпуске газеты № 23 за 11–17 февраля 2009 года) тоже заявлял, что «в перспективе мы уберем постоянную аккредитацию военных представителей при заводах-изготовителях. Будут созданы мобильные группы контроля, и необходимость в технологическом контроле образцов вооружения отпадет. В конечном итоге мы придем к приемке вооружения по конечным характеристикам».

Уверен, что такой порядок военного контроля неизбежно привел бы к снижению качества и надежности, так как качество и надежность любой продукции закладывается и гарантируется прежде всего эффективным контролем технологического цикла изготовления этой продукции, а не только приемкой окончательно изготовленных изделий (партий) по конечным характеристикам.

Что касается начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Макарова, то он, как мне достоверно известно, будучи еще первым заместителем министра обороны – начальником вооружения, заявлял: «Мой зампотех и без военпредов приедет и примет все, что нужно».

НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА

В связи с назначением на должность министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу появилась надежда на возрождение военных представительств и на то, что будут приняты все необходимые меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и для воссоздания престижности службы и работы в системе военных представительств. Как представляется лично мне, идеальным решением для этого было бы восстановление системы военного контроля за разработкой и производством военной продукции, которая приобрела свой окончательный облик и эффективно действовала в великой стране – в Советском Союзе.

Понимаю, что для этого потребуется глубокая проработка, время и «генеральское» решение на самом высоком уровне.

Вскоре после назначения Шойгу министром обороны РФ в «Независимом военном обозрении» № 2 за 25–31 января 2013 года была опубликована статья «После испытания на излом. Военные представительства надо вернуть на производство». Автор статьи перечислил в ней мероприятия, которые считал первоочередными для восстановления эффективности военного контроля за разработкой и производством вооружения и военной техники и для возрождения престижности службы и работы в системе военных представительств.

К настоящему времени уже реализованы некоторые из этих мероприятий.

Во-первых, восстановлены, как это и имело место ранее, самостоятельные военные представительства в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах), разрабатывающих вооружение и военную технику, и на предприятиях промышленности, изготавливающих это вооружение и эту технику, вместо отделов (групп), ранее входящих в штат территориальных военных представительств.

Во-вторых, из названия территориальных военных представительств исключено слово «территориальное», а из их штатов исключены «структурные подразделения» (отделы), то есть они (территориальные военные представительства) стали, как это было раньше, просто «военными представительствами».

Возрождение самостоятельных военных представительств в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах) и на предприятиях промышленности, несомненно, способствует повышению эффективности военного контроля. Но, к сожалению, пока еще остаются нерешенными некоторые из мероприятий, перечисленных в вышеназванной статье.

Самое печальное, что как служба, так и работа в военных представительствах, ставшие непрестижными в предыдущий период, остаются такими же и сейчас.

Согласно штатам военных представительств, большинство офицерских должностей в них остаются по-прежнему с воинскими званиями младших офицеров, и перспектива для офицеров стать даже майором, не говоря уже о воинском звании «подполковник», практически отсутствует.

Как следствие этого, не исключено, что, прослужив в военном представительстве несколько лет и не видя перспективы карьерного роста, молодой офицер начнет искать должность старшего офицера (майора) в других структурах и, если найдет ее, то освободит место еще для кого-то.

К сожалению, вероятнее всего, что на его место вновь будет назначен выпускник военного училища в звании «лейтенант» и история повторится.

Уверен, что для возврата «советской» престижности службы офицеров в военных представительствах просто необходимо повышение воинских званий и установление тарифных разрядов по должностям военнослужащих военных представительств в размерах, действовавших до реализации вышеперечисленных директив Сердюкова–Макарова.

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Как известно по штатам военных представительств, в них кроме военнослужащих есть и гражданский персонал, численность которого всегда больше (а иногда и значительно!) численности военнослужащих.

Система оплаты труда гражданского персонала военных представительств сегодня, к сожалению, такова, что гражданский персонал получает меньше, чем работники предприятий (в первую очередь работники отделов технического контроля).

Низкие должностные оклады гражданского персонала военных представительств являются главной причиной отсутствия кандидатов для приема на работу на имеющиеся вакантные должности.

Отсутствие кандидатов для приема на работу привело к тому, что в настоящее время в военных представительствах трудятся практически только пенсионеры, проработавшие в военных представительствах по несколько десятков лет и которым, к сожалению, уже далеко за пятьдесят (женщины) и шестьдесят (мужчины). Мне достоверно известно, что есть работники, которые уже отметили свое семидесяти-, семидесятипяти- и даже восьмидесятилетие. Разве это правильно?! К сожалению, в настоящее время многие из лиц гражданского персонала военных представительств работают не только потому, что привыкли работать, но и потому, что не представляют, как можно прожить на существующие размеры пенсий по действующему закону о страховых пенсиях.

Но ведь рано или поздно все они будут вынуждены прекратить свою трудовую деятельность. Не буду даже уточнять, по каким причинам.

Уверен, что если в военных представительствах не будет гражданского персонала, то одни только военнослужащие не смогут сохранить и обеспечить должный уровень военного контроля за деятельностью предприятий.

В связи с вышеизложенным необходимо срочное решение вопроса об увеличении должностных окладов гражданскому персоналу военных представительств.

Без решения этого вопроса желающих поступить на работу в военные представительства не будет. Почему я так считаю, объясню на следующих примерах.

Пример первый. Представители 1-й категории (наибольшая по численности работающих должность) военного представительства 2-й категории при должностном окладе 8770 руб. получают на руки (с учетом дополнительных выплат) 13 352 руб. А человек, вновь принятый на работу на должность представителя (2-я и 1-я категории ему будут присвоены только через несколько лет) при должностном окладе 7270 руб. не будет получать надбавку за выслугу лет в размере 40% и фактически получит на руки только 8538 руб., а не 13 352 руб. И даже если начальник военного представительства сможет решить вопрос о присвоении поступающему на работу 1-й категории (должностной оклад 8770 руб.), то и в этом случае работник получит на руки только 10 680 руб. Найдутся ли желающие работать за такие оклады?

Пример второй. Ведущий инженер (высшая должность) военного представительства 2-й категории при должностном окладе 11 400 руб. получает на руки (с учетом дополнительных выплат) 17 852 руб. Естественно, что человек, желающий поступить на работу на эту должность, будет считать, что и он получит ту же самую сумму. Но на самом деле он, как вновь принятый на работу, не будет получать надбавку за выслугу лет в размере 40% и фактически получит на руки только 13 885 руб., а не 17 852 руб. Учитывая это, у него скорее всего пропадет желание поступать на работу.

Кроме простого увеличения размеров должностных окладов есть и другие способы увеличения привлекательности работы в военных представительствах, эффективно применяемые ранее. Например, включение в стаж работы для исчисления размера надбавки за выслугу лет не только периода работы в военном представительстве, но и периода предшествующей работы на оборонном предприятии, как это было ранее. Кроме того, ранее действовал порядок увеличения установленных размеров должностных окладов дополнительно на 40–50% за работу в военных представительствах.

Хотелось бы надеяться, что настоящая статья не останется незамеченной, и Министерством обороны будут приняты все необходимые меры для возрождения престижности службы и работы в системе военных представительств, что, в свою очередь, обеспечит надлежащий уровень контроля за созданием и производством качественного вооружения и военной техники.

Вам также будет интересно:

График приема граждан руководством и должностными лицами администрации президента республики беларусь
Высокий столичный гость вместе с председателем Лидского райисполкома Михаилом Карповичем...
Частные военные компании в сша
Так, в сентябре 1962 года группа офицеров армии Йемена во главе с полковником Абдаллой...
Авиадиспетчер обучение в беларуси
Авиационное техническое училище гражданской авиациибыло открыто в Минске в 1974 году. В нем...
Квартирный вопрос подставил клан бирюковых
— Заместитель Мэра Москвы, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства...
Пакетная смена губернаторов: откуда пришли новые руководители регионов
Накануне стало известно, что президент России Владимир Путин отправил в отставку главу...