Юридический портал - Оlgis

Шпаргалка: Шпаргалка по Языковедению. С материально выраженной флексией Аффиксоиды, их разновидности

Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Методическая задача.

Упражнения

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Комментарии

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

I. Бес про светн ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный


II. Бес просветн ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

Установите соответствия между понятиями и определениями:

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

Корень слова

1. Все ли слова родственные?

Упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

Кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

2. Есть ли здесь родственные слова?

Однажды кот подкрался к попугаю:

Сейчас тебя я, братец, попугаю.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шел косой.

3. Сгруппируйте все слова по корням:

Косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;

Летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;

Топить (печку) , топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;



Косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;

Гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать,

сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть,

горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.

Созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в

корень, зреет, призреть, перезрелый.

Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

4. Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

5. Найдите «третье лишнее»:

Потолок, пот, потливый;

Сыр, сырость, сырок;

Море, морщина, морской;

Боль, больница, большой;

Умереть, замирать, примирение;

Росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

Постфиксы (лат. post – после + fixus – прикрепленный) – это аффиксальная морфема, находящаяся после окончания или суффиксов и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

Как и другие аффиксальные морфемы, постфикс необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К постфиксам относят возвратные частицы -ся и -сь , а также части слов -то, -либо, -нибудь , которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия. Например: кто-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь . Таким образом, постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Однако в современном русском языке наблюдаются случаи, когда глагольные постфиксы наблюдаются у существительных, например: учащиеся, трудящиеся. Это произошло в результате перехода слова из одной части речи и является скорее исключением из правила, чем закономерностью.

Как и приставки, постфиксы присоединяются к слову целиком, поэтому не сопровождаются конверсией.

Основная функция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать - кататься; белеть белеться и т.п. (Дети катаются на лыжах).

Постфикс -ся(-сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить - строится и т.д. (Лекция читается преподавателем). Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Глагольные суффиксы являются регулярными и продуктивными, постфиксы наречий характеризуются малой регулярностью.


Сложные деривационные форманты (конфиксы),

Их разновидности и особенности.

Конфиксы – это такие словообразовательные форманты, которые состоят из двух и более несмежных аффиксов. Например: кричать – рас кричаться (нет глаголов <раскричать> или <кричаться>}, говорить – с говориться , звонить – со званиться , окно – под оконник и др.

Как считает Е.А. Земская, выделение конфиксов как особых морфем при изучении структуры русского слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, постфиксальные части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т.е. со -, входящее в конфикс со-...-ник . (например, сотрапезник, сопалатник }, тождественно по значению приставке со - (ср. со-автор ); -ник , входящий в этот же конфикс, тождествен по значению суффиксу -ник (ср.: школь-ник ). Изучая, как функционируют аффиксы при создании подобных слов, следует отметить, что в таких случаях суффикс и приставка участвуют как две морфемы в едином акте словообразования, Присоединяясь к производящей основе одновременно, а не последовательно, т е используются как единое словообразовательное средство. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным . «Название этого способа словообразования конфиксацией, а соответствующих морфем конфиксами не углубляет нашего понимания этого явления, а лишь заменяет одни термины другими», – пишет Е.А. Земская.

Со всеми озвученными доводами согласиться нельзя. Действительно, выделять конфикс как морфему нецелесообразно, но в качестве словообразовательного форманта существование конфикса вполне оправдано. Кроме того под конфиксацией следует понимать не только приставочно-суффиксальный способ словообразования, это лишь один из типов конфиксации. Назовём другие разновидности:

- приставочно-постфиксальный способ : характерен для глаголов, исключает конверсию, например: говеть – раз говеться , говорить – раз говориться , играть – за играться и др.;

- приставочно-суффиксально-постфиксальный : щедрый – рас щедри ться ;

Суффиксально-постфиксальный (может повлечь за собой конверсию): брат – брата ться , охота – охоти ться .

Разновидностью приставочно-суффиксального способа выступает конфиксация с нулевым суффиксом : волос – без волос-#-ый, седой – про седь-#, лист – без лист-#-ый, рука – без рук-#-ий и др.

Уникальных конфиксов не бывает, но в его составе может быть уникальный компонент (приставка): кур нос-#-ый, лопо ух-#-ий .


Флексии как комплексные морфемы, их особенности.

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- øпо соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- øпо соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной форме – думать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.


13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования.

Нулевая морфема

Словообразовательные аффиксы могут быть не выражены каким-либо звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми . Нулевая морфема – это отсутствие аффикса в какой-либо форме, противопоставляемое положительно выраженным аффиксам в других формах той же парадигмы. Так, в форме повелительного наклонения поставь выделяется нулевой суффикс.

Значение нулевых аффиксов может быть различным, т.е. существуют омонимичные нулевые аффиксы. Например, в морфологии в словоформах думал-ø, брат- ø выделяем такие нулевые аффиксы: в первом слове - ø показатель мужского рода и единственного числа (ср. формы с материально выраженными аффиксами жен. и ср. р. – думал-а, думал-о и аффиксом мн.ч. – думал-и ); во втором -ø – показатель именительного падежа единственного числа.

Существование нулевых морфем было обосновано И.А. Бодуэном де Куртенэ. Чтобы выявить нулевой суффикс, нужно руководствоваться рядом правил. Они таковы:

1. Нулевой суффикс должен быть синонимичен материальному суффиксу. Например: бег# – бегств о (опредмеченное действие), синь# – синева (опредмеченный признак), безлист#ый – безлистн ый. Таким образом, при выделении нулевых словообразовательных аффиксов необходимо учитывать строение всей словообразовательной системы данного языка, так как фон для выделения слов с нулевыми аффиксами.

2. Нулевой суффикс имеет только мотивированное слово. Ср.: шум# (шуметь) и гам (немотивированное). Наряду с рассматриваемым словом обязательно должно быть однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом. Подсказать, что в слове есть нулевой суффикс, может конверсия: если производное слово относится к другой речи, чем мотивирующее, и при этом ничего не прибавилось к мотивирующему слову, следует говорить о нулевом суффиксе. Например: золото → золот#ой .

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс. Поясним сказанное примерами.

1. Слово гам обозначает процесс. Процессуальное значение имен существительных обычно выражается русском языке с помощью аффиксов, например суффиксами -эниj(e): пение, рассматривание, вышивание: к{а): подвеска, разбивка, переноска, подписка; -б(а): борьба, пальба, молотьба, косьба и т.д. Однако нулевого словообразовательного аффикса в слове гам нет. Основание для такого утверждения – невыполнение второго из названных выше двух условий. В русском языке нет такого однокоренного слова (а оно должно было бы быть глаголом), которое могло бы стать производящим для гам.

2. Нулевой суффикс есть в тех именах существительных со значением процесса, наряду с которыми имеются и производящие глаголы, ср.: промыв-# – промывать, разрыв-# – разрывать . Такие существительные входят в ряды слов, выражающих процессуальное значение с помощью «обычных» (ненулевых) суффиксов: промывать, промывание, промывка. Таким образом, наличие нулевого суффикса в составе слова промыв отражает его большую формальную и смысловую сложность по сравнению со словом, содержащим производящую основу: промывать .

3. В словах типа какаду, колибри нет оснований выявлять нулевой словообразовательный аффикс, так как мы не можем приписать ему деривационное значение (например, «птица», «живое существо»). Отсутствует первое условие. Отсутствует и второе условие – нет основ, которые были бы производящими для данных слов.

Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке чаще являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

В сфере формообразующих суффиксов есть сложные случаи, когда трудно выделить нулевой суффикс. Имеется в виду нулевой суффикс со значением повелительного наклонения у глаголов. Материальный суффикс наблюдается во многих случаях: иди, запомни, скажи и т.д. Но: прочитай, рассказывай, экономь, ляг . Здесь уже не формы одного слова, а разные слова. Ср.: прочти – прочитай .

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании имен существительных. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал ), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь ) и некоторые другие значения.

Нулевых приставок в русском языке нет, так как в нем нет слов, которые бы выражали значение, характерное для приставок, и вместе с тем могли трактоваться как производные от однокоренных бесприставочных слов. В отсутствии нулевых приставок обнаруживается резкое различие между суффиксами и приставками.

По характеру формального выражения аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми.

Материально выраженные аффиксы с точки зрения их фонематического окружения в составе словоформы, так же как и корневые морфемы, могут занимать позиции алломорфов и вариантов. Так, например, алломорфы префиксальных морфем типа в-/во- вз-/взо-/вс-; из-/изо-/ис- от-/ото- и т.д. обусловлены двумя свойствами морфов, перед которыми они располагаются: 1) количеством фонем в их составе, 2) качеством их начальной фонемы.

Количественным составом последующих морфов определяется наличие/отсутствие гласной фонемы в исходе префиксального морфа. Отсутствие гласной в приставках типа в-, вз-/вс-, из-/ис-, от- наблюдается, если последующий морф образует собой слог. Например: в-бе-жатъ, вз-бро-сить, вз-мыть, вс-крик-нуть. При стечении согласных в последующем морфе выступают алломорфы с наличием гласной: во-гнать, но в-го-ним; ото-рватъ, ото-гнать, но от-ры-ватъ, от-го-нять.

Что касается качества начальной фонемы последующего морфа, то оно оказывает влияние на конечный согласный алломорфов префиксальных морфем. Так, префиксальные морфы с конечным звонким согласным возможны лишь перед сонорными и звонкими согласными фонемами, например: вз-лететъ, вз-мыть, из-бежать, но вс-кринать, ис-тратить, ис-сушитъ. Качеством звукового состава предшествующих морфов объясняется и появление моосЬов постАикса -ся/-сь. МооА -ся обычно занимает позицию

Алломорфы одной суффиксальной морфемы -ствур) и -ествур) в словах автор-ств-о, сосед-ств-о, но студенн-еств-о, кулан-еств-о также вызваны формальной стороной окружения: морф -еств(о) выступает только после шипящих фонем, а морф -ств(о) - после всех остальных (актер-ств-о, сосед-ств-о, упрям-ств-о).

Морфы являются вариантами в том случае, если, имея тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способностью заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов. При этом вариантные морфы могут иметь дополнительную стилистическую или эмоционально-экспрессивную нагрузку. Так, например, окончания имен прилагательных -ой/-ою (тих-ой/тих-ою) - варианты, отвечающие всем указанным требованиям. Флексия -ою в отличие от -ой встречается в поэтической речи и характеризуется стилистической окраской книжности.

Нулевыми (или материально невыраженными) называются аффиксы, имеющие грамматическое или словообразовательное значение, не выраженное формально. Нулевыми бывают окончания (флексии), суффиксы и интерфиксы. В школьной практике понятие нулевой морфемы распространяется только на словоизменительные аффиксы - окончания. Так, например, краткое имя

значение м. р., ед. ч., им. п. без каких-либо формальных показателей. В связи с этим в грамматиках русского языка нулевые аффиксы определяются как «значимое отсутствие». Значимость таких аффиксов устанавливается по сопоставлению с материально выраженными аффиксами одного и того же слова, имеющими определенное значение, по принципу: если значением обладают аффиксы материально выраженные, то значимыми в одной и той же парадигме должны быть и нулевые аффиксы.

Поэтому выделение нулевых аффиксов (в данном случае окончаний) происходит с помощью методики двойных сопоставлений:

1) с рядом значимых словоформ одного и того же слова, имеющих материальное выражение (парадигматический ряд по вертикали);

2) с рядом разнокоренных образований с нулевыми регулярно повторяющимися аффиксами, имеющими тождественное или аналогичное значение (ряд по горизонтали).

Сказанное можно изобразить графически:

ризующиися регулярной повторяемостью нулевых образовании с тождественными или аналогичными значениями, подтверждает возможность выделения нулевого аффикса.

Парадигматический ряд по вертикали может быть дополнен сопоставлением с разнокоренными словами, у которых аналогич-

Регулярность/нерегулярность аффиксов

Аффиксы бывают регулярными и нерегулярными, продуктивными и непродуктивными.

1 См.: Тихонов А. Н. Современный русский литературный язык. - М., 1988. - С. 59.

2 В словах типа супруг-{а] конечный гласный звук [а] является одновременно и суффиксом, и окончанием.

Регулярными являются и глагольные приставки: в-/во-, вз-/ взо-jec-, вы-, до-, за-, на-, о-/об-/обо-, от-, с-, у- и др. Такова, например, многозначная приставка за-, сочетающаяся с группой разнокоренных глаголов: 1) ‘начало действия5: запеть, закричать, заиграть", 2) ‘направление действия за пределы чего-л.5: заехать, загнать", 3) ‘направление действия внутрь предмета5: заползти, зайти",

4) ‘предел действия5: завоевать, законсервировать", 5) с постфиксом -ся - ‘доведение действия до крайней степени5: заработаться, забегаться.

Регулярная повторяемость - это важное свойство аффиксов, позволяющее выделить из состава слова служебные морфемы при его морфемном анализе.

Способность аффиксов к регулярной воспроизводимости обусловлена характером их значения и функцией, выполняемой ими в составе слова. Дополнительное значение аффиксов, уточняющее предметно-логическое содержание корня, отличается и большей отвлеченностью. Это дает возможность для более свободного маневрирования при сочетаемости с различными корнями. В то же время свойство регулярности оказывает обратное влияние на характер их значения.

Регулярные аффиксы в отличие от нерегулярных имеют то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова.

Нерегулярные аффиксы встречаются в словах от случая к случаю, чаще всего в единичных словах. Так, суффикс -л-(а) встречается только в слове мет-л-а, -н- в слове тле-н-?, -тяй- в словах лен-тяй, слюн-тяй; префикс ко- выделяется в слове за-ко-улок-? (ср.: пере- ул-ок-?), а нерегулярные окончания -м, -cm в тематических глаголах есть и дать сохранили древнюю систему окончаний: да-м, да-cm и др.

Нерегулярные аффиксы не образуют длинных словесных рядов одного и того же строения и потому не имеют структурных моделей. Их значение нередко бывает утрачено и становится понятным только в составе слова. Например, значение суффикса -н- в составе единичного слова тлен, предположительно определяемое как ‘результат опредмеченного действия’, может быть установлено лишь путем соотнесения его с производящей основой глагола тлеть. Таким образом, значение нерегулярных аффиксов, устанавливаемое лишь в составе слова, напоминает значение слов в составе фразеологических единиц и потому не является свободным.

Степень регулярности/нерегулярности разных аффиксов неодинакова. Наибольшей регулярностью обладают словоизменительные аффиксы, и прежде всего окончания (флексии). Наделенные отвлеченным грамматическим значением, они образуют словоформы по определенным стандартным моделям. Например, по модели типа И = -а!-я, Р = -и/-ы, Д = -е, В = -у 1-ю и т.д. из-

    Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

    К примеру:

    страх (нулевое окончание) — страха(окончание -а-), волк — волком, степь — степью,

    боль- боли

    брат — брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

    Примеры нулевых окончаний :

    • секретарь;
    • помощь;
    • калькулятор;
    • журнал;
    • жизнь;
    • конюх;
    • батарей;
    • лентяй;
    • занавес;
    • прадед;
    • пришел;
    • светлячок;
    • осуществил;
    • вольт;
    • композитор;
    • водопровод;
    • соловей;
    • чертополох;
    • муравей.
  • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

    Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

    сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

    Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

    сирень — нулевое окончание,

    сирени — окончание И;

    компот — нулевое окончание,

    компотом — окончание ОМ.

    Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

    зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

    Примеры — лисий, задач, ходил, печь.

    Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

    Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

    Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

    Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

    Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

    Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

    Нулевые флексии есть:

    У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    числа единственного:

    • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
    • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
    • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
    • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

    числа множественного:

    • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
    • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

    У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

    • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
    • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

    У МЕСТОИМЕНИЙ

    • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
    • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
    • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

    У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

    • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
    • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
    • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

    У ГЛАГОЛОВ:

    • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
    • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
    • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

    У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

    Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

    Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется — Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

    Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

    Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание — дому, дома, доме и т.д.

    Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- ø по соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- ø по соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной форме – думать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.

Вам также будет интересно:

Рунические формулы на продажу недвижимости
Скандинавские руны представляют собой магические буквы, обладающие особым смыслом. На их...
Столичные власти определились с первыми сериями пятиэтажек под снос
Многосекционный панельный жилой дом с рядовыми и торцевыми секциями. Дома серии 1-515/9...
Серия 1лг 600. Модификации этой серии. Продажа квартир в «домах-кораблях»
Использование Жилые дома Высота Крыша около 30-50 метров Верхний этаж около...
Дополнительная комплектация и услуги
Пример комплектации угловой кухни для 3-комнатной квартиры 97 серии № 1 1 Описание:...
Как составить бизнес-план – образец
Успешное развитие бизнеса напрямую зависит от составления бизнес-плана. Мало просто...