Юридический портал - Оlgis

Как рассчитать транспортный налог

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами Обязанности менеджера по обслуживанию

Могут ли отключить свет за неуплату, если есть маленький ребенок?

Адвокат по уголовному делу уходит от защиты Можно ли дать отвод адвокату противоположной стороны

Как правильно написать претензию: образец

Курсовая работа: Построение системы бережливого производства

Бережливое производство. Вводный курс. Корпоративная программа обучения для руководителей метинвеста Стандартные операционные процедуры

Огнетушители углекислотные – устройство и технические характеристики Срок службы огнетушителей оу 5

Что проверяет инспектор гпн при проведении плановой проверки пожарной безопасности

Общие сведения о боевом развертывание

Методы оценки стоимости нематериальных активов

Что входит в расходы на ниокр и как они учитываются Окр конструкторская

График приема граждан руководством и должностными лицами администрации президента республики беларусь

Наименование и основание для выполнения работы

Кабельная сеть, электропитание, заземление

Требования к рабочим программам по фгос. Требования к рабочим программам Изменения в рабочих программах учителей согласно фгос

(3)

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2019-2020 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Суть нововведений 2019-2020 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС. Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков . Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения. Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%. С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

    краткая характеристика обеих частей учебного плана;

    формы промежуточной аттестации учеников;

    подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

    аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

    применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

    определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

    предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

    на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;

    на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;

    на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

    для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;

    введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;

    для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

    углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;

    организации групповых и индивидуальных занятий;

    разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;

    организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

    титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;

    сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

    реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;

    структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;

    сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;

    порядок внесения изменений в рабочие программы.

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2017–2018 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

    запланированные результаты;

    разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

    способы изучения обучающимися;

    формы проведения занятий;

    планируемые результаты;

    тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

    обязательные предметы;

    предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

    предметы, изучаемые на углубленном уровне;

    элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.

В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная

Информатика. Физика

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура

Индивидуальный проект

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:

Б – предмет для изучения на базовом уровне;

У – предмет для изучения на углубленном уровне;

Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

    при 5-дневной учебной неделе составляет 34 часа;

    при 6-дневной – 37 часов.

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

10-й класс

11-й класс

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Индивидуальный проект

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

Итого в неделю

Всего за два года обучения

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

  1. Титульный лист

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.
  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

  • из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
  • обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
  • обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

  • в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
  • приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
  • деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
  • учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

  • стандартов нового поколения ФГОС;
  • примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.

Пояснительная записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

Методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.

Приложения к программе


Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Друзья, сегодня я поделюсь с Вами своими мыслями и советами по вопросу составления рабочей программы по физической культуре . Повод для этого есть. Дело в том, что Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направлено письмо-информация по вопросам составления рабочих программ учебных предметов от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» . В «Вестнике образования» №23, от декабря 2015 года, опубликовано это письмо за подписью директора Департамента А.В.Зыряновой. Сначала коротко раскрою содержание этого письма, а затем предложу Вам свой образец рабочей программы. От незнания конкретных требований некоторые учителя допускают существенные ошибки при составлении ее.

Итак, познакомимся с основными элементами рабочей программы по физической культуре, которые должны быть у нас на сегодняшний день (согласно письма Минобрнауки России и в соответствии с ФГОС):

1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета;

3) Описание места учебного предмета в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Но в целях снижения бумажной рутины, которыми страдаем мы, педагогические работники, Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам. Вот что сейчас должно входить в содержание рабочих программ:

1) Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

3) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Что это означает для нас? Вполне возможно с нового учебного года будут исключены из рабочей программы пункты 1, 2, 3, 4 и 7. То есть:

— пояснительная записка…;

— общая характеристика учебного предмета;

— описание места учебного предмета в учебном плане;

— личностные, метапредметные и предметные результаты…;

— описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…

Это будет здорово! Но вернемся в сегодняшний день и посмотрим примерный образец составления рабочей программы по физической культуре для классов, в которых введен федеральный государственный стандарт (на сегодняшний день – это 1-6 классы). В 7-11 классах рабочие программы несколько отличаются от «ФГОСовских».

Сразу оговорюсь, что в соответствии с Основной образовательной программой Вашей школы , которая утверждается приказом директора образовательного учреждения, за каким-то номером и от какого-то числа, в каждом учебном заведении существует своя форма составления Рабочей программы по предметам. То есть, нет единого установленного образца для всех образовательных учреждений страны, но есть единые основные элементы, о которых сказано выше.

Итак, предлагаю структуру составления Рабочей программы по физической культуре :


Титульный лист

В него входит:

— название образовательного учреждения,

— кем утверждено, согласовано и рассмотрено,

— название документа и уровень,

— количество часов в неделю и за год

— год составления программы.

(Обратите внимание, что документ рассматривается на ШМО учителей физической культуры, согласовывается с зам. директором по УВР и утверждается директором учреждения).

  1. Пояснительная записка

1.1. Статус документа.

Рабочая программа соответствует нормативным документам:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507) (Это для 1-4 классов). Для 5-6 классов пишем так: Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
  3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2014 г. №576
  4. Письмо Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района от 24.08.2015 №4433 «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся» (реквизиты этого письма будут меняться каждый учебный год, поэтому в следующем учебном году и далее дата и номер будут другие)
  5. Положение о рабочей программе педагога основной школы МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС второго поколения
  6. Учебный план МБОУ _____________ средней общеобразовательной школы на 2015—2016 учебный год.

Рабочая программа по физической культуре 6 класса составлена на основе авторской программы М.Я.Виленского и в соответствии с Основной образовательной программой МБОУ ______________ средней общеобразовательной школы (основная школа), утвержденной приказом №155 от 01.09.2014 г. Реализуется через УМК: «Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

Данный УМК выбран в связи с тем, что (далее пишем краткое обоснование выбора этого УМК) полностью соответствует образовательной программе и учебному плану школы...

1.2. Место предмета в базисном учебном плане.

Физическая культура в основной школе изучается с 5 по 9 класс по 3 часа в неделю в течение каждого года обучения.

В 2015—2016 учебном году в соответствии с учебным планом школы на изучение физической культуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

1.3.Цели и задачи изучения курса (кратко, по существу, без сочинений)

(Пример) Курс «Физическая культура» в 6 классе изучается из расчёта 3 ч в неделю: 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. М 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Основные задачи:

  1. Оздоровительная задача.
  2. Образовательная задача
  3. Воспитательная задача

1.4.Результаты освоения содержания курса

Результаты освоения содержания курса представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов в полном объеме в Основной образовательной программе МБОУ _______________ СОШ (основная школа) (начальная школа пишет: начальная школа).

II. Основное содержание тем учебного курса

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (6 класс)

Далее раскрывается основное содержание тем учебного курса: знания о физической культуре, гимнастика с элементами акробатики (18 часов), легкая атлетика (21 час), лыжная подготовка (18 часов), спортивная игра в волейбол (18 часов) и баскетбол (27 часов).

III. Планируемые результаты изучения курса

Ученик научится.

Ученик получит возможность научиться.

I V. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическое планирование входит: № урока, Тема урока, Плановые сроки (расписание уроков в образовательном учреждении составляется в августе, перед началом учебного года, поэтому открыв календарь на учебный год, выписываются даты в эту колонку до утверждения рабочей программы), Фактические сроки (после проведения урока учитель записывает фактическую дату), Виды работ и Характеристика основных видов деятельности (краткое описание урока). Каждые последующий раздел составляется также. Главное – как только начинается новый раздел физической культуры, обязательно в Теме прописывается о проведении инструктажа по охране труда на уроках по этому виду деятельности. И на самом уроке, в этот день, проводится инструктаж с учащимися класса.

И завершается КТП подведением итогов: Всего часов за год, По плану и Дано.

V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

5.1. Учебно-методический комплект

1. Учебник …….

2. Дополнительная литература для учителя (если есть)

3. Дополнительная литература для учащихся (если есть)

4. Интернет ресурсы (если есть)

5. Электронные образовательные ресурсы

6. Компьютерные программы (например, тренажеры и др.)

«Физическая культура 5-7 классы», учебник для образовательных учреждений, М.Я.Виленский, Москва, «Просвещение», 2013 г.

5.2. Средства обучения

Перечислить все, что будет использоваться на уроке в течение года:

1.Ноутбук

2.Телевизор

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

И в заключении, в виде Приложения, представить Таблицу требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО».

Все появившиеся вопросы и нюансы готов обсудить с Вами в комментариях или на форуме.

Вам также будет интересно:

Начислить отпуск без оплаты 1c бп 8
В данной статье мы проведем разбор основных возможностей программы 1С:ЗУП 3.0, созданной на...
Проведение больничного листа в 1с 8
Оформление больничного в 1С Бухгалтерия 8.3 (редакция 3.0) 2016-12-07T18:15:57+00:00...
Не распределяются косвенные расходы в 1с 8
Продолжаем настраивать учетную политику организаций в программе 1С:Бухгалтерия 8 ред. 2.0....
Если один из наследников не вступил в наследство и не написал отказ?
Если наследник вступил в наследство, но не оформил право собственности, ему придется это...
Можно ли контролировать расходование алиментов?
Родители, ответственно относящиеся к вопросам содержания и воспитания детей, понимают, что...