Юридический портал - Оlgis

Государственные закупки и их основное назначение. Государственный заказ: сущность и правила Что государственные закупки товаров услуг

Что означает слово "госзакупки" и для чего они нужны поставщику, как в них участвовать, что нужно знать для работы и как проводить по двум законам, что изменится в ближайшее время в контрактной системе госзакупок.

Определение по 44-ФЗ

Госзакупки - это совокупность определенных действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Многие бояться участвовать в госзакупках, считая, что это очень сложно. Но для того, чтобы в них участвовать, требуется предпринять некоторые несложные предварительные шаги.

Для чего поставщику нужны госзакупки

Участие в госзакупках может принести любому поставщику не только прибыль, но и определенный престиж в обществе. Участниками могут стать как крупное предприятие (например монополисты), так и обычный индивидуальный предприниматель (то есть физическое лица) или юридические лица (как ООО, ОАО и так далее).

Вся информация и сведения о проведении госзакупок есть на всех официальных интернет-ресурсах, как на официальных сайтах тех или иных организаторах закупок, так и на самом главном сайте zakupki.gov.ru , где размещается абсолютно вся информация о госзакупках – это единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС).

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Для чего же нужно участвовать поставщику в госзакупках:

  • получение дополнительного дохода;
  • возможность подтверждения надежности и положительной репутации вашей компании.

Основные принципы госзакупок

Госзакупками в основном называют процедуры, при которых заказчик выбирает товар или услугу или работы на конкурентной основе. Для этого специально разработаны несколько видов конкурентных закупок. Такой выбор заказчики осуществляют, опираясь на предложения участников таких конкурентных закупок, условия которых определены заранее. И любой поставщик, который промониторив все закупки, которые сейчас объявились, и поняв, что допустим этот товар он сможет поставить на тех условиях, которые прописаны заказчиком, может с легкостью принять участие в такой конкуренткой закупке.

Исходя из всего изложенного, можно назвать основные принципы: все госзакупки имеют соревновательных характер, что очень хорошо, ведь развитие конкуренции в нашей стране, это один из главных принципов, также все госзакупки являются справедливыми и эффективными, это все строится на проведении той или иной процедуры.

11 новых правил жизни в контрактной системе, которые вступили в силу раньше, чем ожидалось

Читайте, что изменилось в контрактной системе с мая и с какого момента применять новые правила. А в конце статьи спойлер: узнайте, что изменится в июле.

Привилегии для поставщиков в госзакупках

Госзакупки очень многочисленны, только за один день на сайте ЕИС может появиться до 100 000 новых закупок, большая часть закупок конечно – это мелкие потребности заказчиков, которые не достигают 1 млн. рублей. И это огромный плюс для поставщиков, ведь в таких госзакупках могут участвовать не только крупные фирмы, но и представители малого и среднего бизнеса.

А также в статье 30 Закона № 44-ФЗ прописаны определенные привилегии для малого бизнеса и некоммерческих организаций, заказчик должен делать у таких организаций не меньше 15 % объема госзакупок.

Электронные площадки для госзакупок

Сейчас существует всего 8 электронных торговых площадок и одна специализированная электронная торговая площадка, на которые проводят все госзакупки, и только на них любой поставщик, исполнитель или подрядчик может принять участие в госзакупках. Электронные торговые площадки – это специальные порталы, где виден весь ход торгов.

Так же есть основной сайт, где размещены абсолютно все сведения о тех или иных госзакупках, в который интегрируется вся информация с электронных торговых площадок – это сайт единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС).

Госзакупки по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ

При проведении госзакупок заказчики и участники госзакупок должны опираться на положения Закона № 44-ФЗ. Его последнюю редакцию вы всегда найдёте по ссылке »

Но если речь идет о государственных корпорациях, субъектах естественной монополии, хозяйственном обществе, в том числе и дочернем, с государственным участием в размере больше 50 процентов, и некоторых иных фирмах, необходимо опираться на положения Закона № 223-ФЗ. Такие госзакупки также считают государственными, но придумали понятие «корпоративные закупки».

Какие же они конкурентные способы определения поставщиков:

  • электронный аукцион. С 1 июля его порядок изменится, а известно об этом стало только в мае. Как его провести с 1 июля 2019 года, мы разобрали в статье ;
  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Также есть еще определённые конкурентные закупки, которые проводятся закрытым способом и приглашается на них ограниченное количество компаний, которые отбираются по определенным требованиям.

Закрытый способ применим, если:

  • сведения о таких госзакупках – это гостайна;
  • заключается контракт на услуги страхования, перевозки, охраны государственного фонда, музейных объектов и коллекций, и иных объектов исторического или культурного значения;
  • заключается соглашение на оказание услуг по уборке помещений или услуги водителя, чтобы обеспечить деятельность судьи и судебного пристава.

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Правильно определить процедуру поможет рекомендация.

Data-template-id="button" data-type="primary" data-is-hidden-content="0" data-sendsay-dd="0" data-local-block="0" class="btn btn-primary btn-lg invalidTemplate" rel="nofollow noopener" target="_blank" href="https://vip.1gzakaz.ru/#/document/16/41178/">Узнать больше »

Закупки у единственного поставщика

Помимо конкурентных закупок есть еще закупки у единственного поставщика, такие закупки проводят, когда невозможно провести конкурентную процедуру, и перечень, какие из них можно заключить с единственным поставщиком, приведены в статье 93 Закона № 44-ФЗ и в положениях заказчиков, разработанных на основе Закона № 223-ФЗ.

С чего начать

Чтобы участвовать в конкурентных закупках необходимо получить аккредитацию на сайте госзакупок ЕИС, и сделать электронную цифровую подпись в Удостоверяющем центре. Как проводится аккредитация, описывается на сайте ЕИС, там есть подробная пошаговая инструкция. Для участия в конкурентных госзакупках каждый участник готовит определенные документы, учитывая требования заказчиков, все они прописаны в документации о той или иной госзакупке.

Заявка на участие в данной госзакупке направляется в установленные сроки. Далее комиссией заказчика оцениваются заявки и определяется победитель.

Слайд-учебник поставщика по 44-ФЗ

Читайте слайд-учебник для участника закупок. Первый параграф мы посвятили всему, что потребуется для участия в тендерах. Каждая глава - отдельный информационный блок, посвященный конкретной тематике.

Самое главное для любого новичка, да и для остальных участников и заказчиков, это изучение всех документов досконально, чтобы определить, что требуют от поставщиков. А дальше просто в установленные сроки делаете определенные шаги, предусмотренные документацией и законом.

Рассматривая тему «Государственные закупки», начать необходимо с общего определения. Госзакупки это система размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей.

А также госзакупка — это система, предусматривающая следующих участников:

  • заказчиком в системе выступают государственные или муниципальные органы;
  • поставщики или исполнители – юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные надлежащим образом.

Неотъемлемой частью вопроса: «Что такое госзакупки?» является более детальное ознакомление с функциями, которые возложены на систему госзаказа:

  • стимулирование и стабилизация экономики страны;
  • регулятивная функция, в части ценовой политики на товары и услуги;
  • поддержка отечественных производителей;
  • привлечение к решению государственных задач социально-экономического характера представителей малого бизнеса в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

На законодательном уровне закреплены основные принципы работы системы госзакупок:

  • информация о проведении должна быть доступна и открыта;
  • все участники имеют равные права на участие;
  • не допускается не обоснованный отказ участнику закупки;
  • расход бюджетных средств должен носить целевой и эффективный, с точки зрения экономики, характер;
  • отсутствие ограничений в участии путем установки «нереальных» и неизмеримых требований к участникам.

Государственная закупка — это не только удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых для этого товаров/работ/услуг, но и система взаимодействия с поставщиком. Перед подписанием государственного контракта на поставку того или иного товара, услуги, работы проводится отбор поставщиков. Существует несколько способов отбора поставщиков или исполнителей заказа. Они представлены на фото ниже.

Неконкурентный способ предусматривает выбор одного и единственного поставщика. При таком способе заказ не должен превышать сумму в 100 тыс. рублей. Данное ограничение закреплено законодательно.

Что же касается конкурентных способов, то они, напротив, подразумевают выбор исполнителя заказа из нескольких участников.

Конкурсы

Государственные закупки что это такое в части выбора поставщика в результате проведения конкурсов? Выделим основные виды конкурсного отбора: открытый или закрытый. Они, в свою очередь, могут быть как с ограничением участников, так и предусматривающие 2 этапа проведения.

Основное отличие открытого от закрытого конкурса: информацией о госзаказе обладает неограниченное количество лиц и к исполнителям предъявляют требования, которые носят единый характер для всех.

Приведем примеры, когда могут проводиться закрытые конкурсы, в которых участвует ограниченное количество лиц:

  • заказ с информацией , содержащей гос. тайну;
  • заказ на услуги страхования , перевозки музейных экспонатов, которые принадлежат к культурному наследию;
  • заказ на услуги личного водителя судьи.

Победителем конкурсного способа отбора становится тот, кто предложил наиболее выгодные условия контракта.

Аукцион

Что такое государственные закупки с проведением аукционов? Аукционный способ может быть представлен как в электронной форме, так и носить закрытый характер. Наиболее распространенный и используемый – это электронный аукцион.

Суть: размещение открытой информации о проведении госзакупки на электронных площадках. Победитель аукциона – поставщик c контрактом, цена по которому самая низкая.

Запрос котировок и предложений

Исполнителя при запросе котировок определяет заказчик по принципу: самая низкая цена. Аналогично аукциону, но есть ограничение суммы заказа — не более 500 тыс. рублей.

Совет! Данный способ наиболее выгоден для поставщиков по причине отсутствия взимания оплаты за участие.

Победителем при запросе предложения становится исполнитель, предложивший лучшие условия в окончательном варианте. Примеры, когда применяется данный способ: закупка спортинвентаря для сборных команд страны для участия в Олимпийских играх, лекарственных препаратов, в случае признания аукциона, проводимого в электронной форме, не состоявшимся.

Госзакупки в разрезе макроэкономических показателей

В разрезе макроэкономики можно выделить: рынок труда, товарный рынок и финансовый. При рассмотрении вопроса: что такое госзакупка, было подчеркнуто ранее то, что основа — это удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых товаров/ услуг/ работ.

На основании этого, рынки государственной закупки – это, прежде всего, товарные, где потребителем выступает государство, а поставщиком непосредственно юридические лица и предприниматели, производители товаров или услуг. Как и любой вышеупомянутый, рынок госзакупок подлежит контролю.

Контролирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления РФ в сфере контроля закупок. Главной задачей которых является контроль бюджетных средств, направляемых на закупку и выявление того, что не относят к государственным закупкам.

Так как вопрос: «Госзакупки что это такое?» тесно связан с бюджетными средствами? Рассмотрим более подробно взаимосвязь между ними. С учетом того, что государственный бюджет выступает главным источников финансирования любого заказа, государственные закупки это расходы или доходы?

При рассмотрении макроэкономических показателей, расходы бюджета делятся на:

  • трансферты федерального бюджета на региональный уровень;
  • госзакупки товаров/работ/услуг;
  • проценты по облигациям государственного долга.

Если первый пункт расходов не включается в ВВП, то закупки, а точнее их стоимость, включается. Таким образом, государственные закупки – это расходная составляющая бюджета, от объема которой напрямую зависит сальдо бюджета, его сбалансированность, дефицит или профицит.

Многие предприниматели сталкиваются с понятием госзакупок, думая что это очень простая процедура, сравнивая с рыночным отношениями лиц по покупке товара и предоставления услуг. Но не так все просто госзакупки - это сложная и многоэтапная система процедур. Незнание всех нюансов, может поставить предпринимателя в сложную ситуацию не выполнения госзаказа и внесение его в реестр недобросовестных поставщиков . Это значит, госконтракт предпринимателю получить будет намного труднее или ему вовсе будут преследовать отказы. Во избежание таких ситуаций просто незаменима юридическая помощь высококвалифицированных специалистов.

Юристы Регионального центра правовой безопасности обладают всеми познаниями в области государственных закупок, прошли переподготовку в ведущем Московском институте при Президенте Российской Федерации, что позволяет им с уверенностью разбираться в сложнейших проблемах контрактной системы.

Что бы понять систему госзакупок начнем с самого начала.

В первую очередь все госзакупки основываются на Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Но есть исключения, некоторые государственные образования могут работать на основании старого закона, их плановый переход на ФЗ-44 еще не произошел.
Помимо этого, Правительство РФ, Минэкономразвития, ФАС регулярно пополняют своими распоряжениями, постановлениями и письмами нормативную базу, на данные момент существует более двухсот таких нормативных актов.

Вместе с тем, исполнение контракта регулируется Гражданским Кодексом РФ, финансирование контрактной системы Бюджетным Кодексом РФ. Еще стоит отметить о том, что поправки в ФЗ-44 проходят регулярно и стоит постоянно проверять те или иные положения. Именно из-за обширной нормативной базы и достаточно частых изменениях, в нормативных актах, юридические услуги по сопровождению предпринимателей при осуществлении деятельности с государственными контрактами является сегодня незаменимой составной частью предпринимательской деятельности.

Государственные закупки - конкурентная форма размещения заказа на поставку товаров, выполнения работ и предоставления услуг для государственных или муниципальных нужд.

Закон о госзакупках является процедурным законом, а также заимствованным из зарубежного столетнего опыта. Для правильного понимания законна, не стоит забывать и о принципах госзакупок, на их основе строится весь закон и нормативная база, относящаяся к нему. Главными принципами госзакупками, являются открытость, обеспечение конкуренции, стимулировании новации, единство контрактной системы и принцип ответственности. Эти постулаты пронизывают весь закон и построение отношений между заказчиком и поставщиком.

Госзакупки осуществляются следующими основными методами:

    Конкурс (двухэтапный, открытый/закрытый, с ограниченным участием);

    Запрос предложений;

    Электронный аукцион (открытый/закрытый);

    Запрос котировок;

    Закупка у единственного поставщика;

Только один из приведенных методов не отвечает принципу обеспечения конкуренции на рынке, а именно: закупка у единственного поставщика.

Способ проведения закупки осуществляется самим поставщиком, в соответствии с определенными в ФЗ-44 правилами.

Каждый способ строго регламентирован Законом, поэтому для участия необходимо знать полную процедуру, ее этапы, сроки и особенности, и конечно права и обязанности сторон.

Немало важной особенностью контрактной системы для предпринимателей это право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор, а также взыскать неустойки и помимо этого штраф.

Для участия в закупках, а также на этапе исполнения контракта, юридическая помощь необходима в большинстве случаев. Предприниматели своевременно не обратившиеся за юридической помощью несут убытки в виде неустоек, штрафов, а также возможного одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком. Кроме этого, денежные средства поступают из бюджета заказчикам с большими просрочками и для выставления неустойки и правильного ее подсчета, грамотной претензии в соответствии с нормативной базы требуется квалифицированная юридическая помощь.

Как уже было сказано, юристы Регионального центра правовой безопасности обладают всеми необходимыми познаниями в этой сложной сфере и помогают даже в сложных ситуациях.

По каким же вопросам обращаются за юридическими услугами в сфере государственных и муниципальных заказов к специалистам Регионального центра правовой безопасности:

    Юридическое сопровождение для подготовки пакета документов для участия в тендерах (торгах);

    Юридическая помощь в сопровождении процедуры подписания и составления контракта;

    Обжалование действий или бездействий заказчика нарушающие интересы клиента;

    Обжалование конкурсной, котировочной и аукционной процедуры, нарушающие права клиента Регионального центра правовой безопасности;

    Оспаривание результатов проведенных торгов и признания размещенного заказа недействительным;

    Защита законных интересов клиента и его прав победителя в торгах от неосновательных претензий остальных участников торгов, которые могу быть направлены ими в контролирующие органы и силовые структуры.

При оказании юридических услуг юристы Регионального центра правовой безопасности предоставляют следующие способы защиты своим клиентам :

    Юридические консультации по всем возникающим вопросам в ходе осуществления торгов;

    Юридическое сопровождение на торгах, в том числе подготовка документации к участию, помощь в направлении заявки на участия в конкурсе и государственном аукционе;

    Представление клиента в аукционных и конкурсных комиссиях;

    Представление интересов клиента в ФАС и Прокуратуре РФ, а также иных контролирующих органах;

    Представление интересов в Арбитражном суде при обжаловании действий и (бездействий) государственных органов, а также при задержке со стороны заказчика в выплате выполненного государственного.

Большинство тендеров в России проводит государство через систему госзакупок. Объем государственных закупок составляет более 40 триллионов рублей в год.

Госзакупки для чайников

Госзакупки это сокращение от слова государственные закупки. Это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.

Цель госзакупок – удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, экономия бюджета, уменьшение злоупотреблений. Для этого придумана целая система законодательства, называемая контрактной системой.

Госзакупки бывают конкурентные, когда поставщик, подрядчик или исполнитель по государственному контракту определяется в ходе конкурентных процедур, проводимых в различных формах и направленных на выбор лучшего предложения. В них участвуют в среднем 3 потенциальных поставщика.

Существует неконкурентная форма госзакупок – закупка у единственного поставщика, когда госконтракт заключается без конкуренции, то есть в отсутствии выбора из нескольких возможных вариантов.

Виды госзакупок

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других.

  • Механизмы госзакупок определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в системе государственных закупок не используется
  • Применяется термин “закупки”, их совокупность называется контрактной системой
  • Госзакупки осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

Введение

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

Несовершенство системы госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки.

Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.

Прозрачность механизма закупок на всех стадиях и уровнях позволяет предотвратить сокращение бюджетных расходов при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.

Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.

государственная закупка канада заказ

Цель работы: изучение системы государственных закупок как неотъемлемой части общественного регулирования, способствующей повышению эффективности управления государственными ресурсами в условиях современной экономики России, на основе информационных технологий, применяемых в системе государственных закупок.

Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы государственных и муниципальных заказов;

2. рассмотреть международный опыт проведения государственных закупок с точки зрения совершенствования механизмов и процедур, способствующих росту экономии государственных средств;

3. проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных заказов РФ;

4. выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма государственных и муниципальных заказов.

Теоретические основы государственных закупок

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ - часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).

В социально - ориентированной экономике госзакупки - это еще и один из мощных и эффективных инструментов государственной политики в решении таких важнейших задач как: обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики, подготовка госуправления экономикой в условиях членства в ВТО.

В идеале государственные закупки решают несколько важных задач. Во-первых, они должны экономить бюджетные средства, так как происходят на конкурсной основе и по оптовым ценам, ведь осуществляются в значительных объемах. Во-вторых, они покрывают дефицит определенных товаров, позволяя правительству осуществлять регуляторную функцию на рынке. К примеру, в случае неурожая обеспечить страну основными продуктами питания (зерном, сахаром, крупами и т.п.), а сельское хозяйство - сравнительно недорогим посевным материалом на следующий год.

В-третьих, государственные закупки дают возможность незащищенным категориям получать доступные или вообще бесплатные лекарства. Такая помощь крайне важна для больных, чья жизнь зависит от регулярного приема медикаментов. В-четвертых, такая процедура позволяет правительству существенно поддержать национального производителя, гарантируя ему реализацию произведенной продукции.

Однако процесс централизованного приобретения товаров для нужд страны, который финансируется бюджетом, далек от идеала. Несмотря на то, что он постоянно совершенствуется (только в апреле текущего года принята очередная редакция закона №44-Ф3, регламентирующего эту деятельность), есть масса нюансов. Это и чрезвычайно сложный регламент, от сбора и подачи документов до процедуры обжалования результатов конкурса, и задержки с финансированием, что часто делают невыгодным для поставщика заключенный контракт, и многое другое.

И самое главное - государственные закупки являются предметом злоупотреблений и регулярного нарушения законодательства. Данные факты, а также низкая эффективность работы ставят перед обществом вопрос - а нужна ли подобная процедура вообще, по крайней мере, в существующем формате.

Госзакупки - это не только процесс заказа, но и инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

защиты (ВПК),

продовольственной безопасности (АПК),

энергетической безопасности (ТЭК),

социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура),

охрана и сохранение природных ресурсов

Развитый механизм госзакупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении госзаказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах и т.д., что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития.

Эффективность национальных экономик определяется, в существенной мере, не только соотношением долей государственной и частной форм собственности, но и, в первую очередь, уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, в том числе, и конкуренцией за выполнение государственного заказа.

С этой целью организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:

Факторы развития

равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),

рост государственной значимости частного бизнеса и частной собственности (праведно заработанной), как условий, мобилизующих коллективы и каждую личность, повышающих качество рабочей силы, то есть условий всего того, без чего не может быть динамично развивающейся и процветающей экономики (можно сказать, что в современных условиях если нет добросовестной конкуренции, то нет и полноценного государства),

гармоничное сочетание норм частной собственности с реализуемыми государством идеями коллективизма в решении задач социально - экономического развития.

Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны, - снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами, - сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики, - повышение социально-технологической однородности экономики

В настоящее время, особенно в период экономического кризиса, госзаказ является одним из важнейших способов поддержки государством бизнеса, в том числе и малого. Получение предприятием госзаказа на поставку определенной продукции или выполнение услуг для предприятия означает гарантию реализации произведенной продукции, а также стопроцентную гарантию оплаты исполненного предприятием обязательства. Также стоит отметить, что получение госзаказа для предприятий малого или среднего бизнеса является мощным стимулом для выпуска более качественной продукции. Кроме того, государственный заказ, размещаемый на конкурсной основе, является одним из наиболее действенных инструментов закупок продукции для государственных нужд; такой способ закупок позволяет выявить наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, подобрать более выгодные варианты размещения госзаказа, сочетающие в себе приемлемую цену и необходимое качество продукции или услуг. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым уровнем качества, обеспечивая стабильные экономические взаимосвязи с участием государства как хозяйствующего субъекта.

Госзакупки - объект аналитических расчетов и государственного руководства. Государственные закупки являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, требующей значительных материальных и людских ресурсов (в развитых странах количество специалистов, организующих закупочный процесс, составляет от 3 до 6 % от общего количества сотрудников государственных органов и предприятий).

В теории и практике госзакупок важно учитывать цикл закупок, который включает в себя три процесса:

формирование заказа,

размещение заказа,

исполнение заказа.

В законодательстве процесс размещения заказа имеет наибольшее нормативно-правовое обеспечение. Однако для повышения эффективности госзакупок важно уделять особое внимание этапу формирования заказа, от которого зависит, по оценкам экспертов, до 60% эффективности закупок. Формирование заказа предполагает такие мероприятия, как определение и обоснование закупок, их консолидация, проведение исследований рынка поставщиков (маркетинг), оптимизация закупок и поставок продукции по времени и месту (планирование). Следовательно, в законодательстве должны быть определены нормы, четко и процедурно регламентирующие формирование заказа, в том числе и начальной цены контракта. Одновременно должны быть определены положения по оценке рисков (финансовых, страховых и т.д.) для поставщиков и потребителей и процедуры по их анализу и снижению. При этом важно обеспечить конкуренцию поставщиков (что приведет к снижению цены сделки) и мотивацию представителей госзаказчиков к этой работе (и материальную, и моральную). В размещении заказа важнейшую роль играет система информирования о закупках. Общепризнанные стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о закупках через государственные информационные интернет-ресурсы и печатные издания. Информация о госзакупках, как правило, размещается в открытом доступе. Следует отметить, что передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам крайне нецелесообразна. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу, поэтому принципиально важно обеспечить прозрачность госзакупок на всех стадиях их осуществления. Мировой опыт свидетельствует о преимуществе государственного контроля за госзакупками. Исполнение заказа предполагает контроль заказчиком выполнения условий контракта по государственной закупке - как по количественным, так и качественным показателям.

Методика госзакупок представляет собой определенную совокупность организационных мероприятий и технологий их осуществления. Основным назначением методики является повышение эффективности исполнения госзаказа.

Методики организации и проведения государственных закупок различаются в зависимости от предмета закупки (особенно в части услуг: строительные услуги, консалтинговые и т.д.), а также зависят от степени развитости информационной инфраструктуры в конкретной стране (возможности информирования о закупках, электронного маркетинга и электронных аукционов, системы документационного сопровождения контрактов и т.д.).

Вам также будет интересно:

Что такое маржинальность и как её рассчитать Как рассчитывается маржа в розничной торговле
Для контроля над деятельностью компании делают расчеты различных видов маржи, показатель...
Для чего проводится медосмотр
Медицинская справка ф 086 у – один из документов, необходимых для обучения в высшем учебном...
Состав и структура персонала предприятия
1. Определение потребности в персонале. 2. Определение состояния кадров на предприятии....
Как оплачивается больничный в беларусии
Насколько это будет оправдано в масштабах всей страны – будет известно после введения...
Механика проекта Тотальная Читка!
Участники могут приобрести 3 пакета участия : * Месячное участие - минимум 20 конспектов за...