Юридический портал - Оlgis

Коммерческая деятельность рпц. Доходы и расходы прихода: нет поводов для сенсаций. Земельный налог для церкви

Недавно вышло расследование РБК «На что живет церковь», где раскрыты некоторые тайны РПЦ. Естественно, частично данная информация уже была известна, но все-таки системное изложение показывает, что такое РПЦ на деле, что мотивирует попов, помимо «духовного окормления» прихожан.

Основной вывод: РПЦ – крупная корпорация, которая имеет доходы не только с прихожан, но и с реального бизнеса. Церкви принадлежат акции банков и фирм, есть вложения в крупные проекты.

Официально прибыль РПЦ за 2014 год составила 5,6 млрд рублей. Однако это прибыль только от продажи церковных товаров. Естественно, эта прибыль не облагается налогами, поскольку официально считается, что церковь вообще не ведет торговую деятельность, а эти доходы – пожертвования.

Несмотря на то, что РПЦ явно выделяется среди прочих «некоммерческих организаций», все же вряд ли ее статус изменят. И вряд ли в ближайшее время даже признают, что в церкви действительно ведут торговую деятельность.

Структура РПЦ такая: любой приход регистрируется как НКО. В данный момент приходов 34,5 тыс. Ежегодно приход отдает епархиям от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Понятно, что если приход не будет приносить достаточно денег, то его «реформируют», поскольку у центра имеются определенные запросы к торговым точкам.

Любая торговая точка должна перечислить епархии до 50% выручки. А епархия должна патриархии 15% всех доходов. Такая вот пирамида. Естественно, важнее всего перечислять деньги в епархию, и если такого перевода не будет, то возможны кадровые перестановки.

Важно заметить, что до сих пор отсутствуют данные о том, как формируется бюджет Русской православной церкви. В разные годы отдельные представители духовенства утверждали, что более 50% доходов РПЦ идет от коммерческой деятельности, 40% - «пожертвования» (от государства и от «спонсоров», в том числе олигархов), а 5% - отчисления от епархий. Получается, что доход от торговых точек – это лишь приятный «бонус» для патриархии (те самые 5,6 млрд).

От государства, например, РПЦ только за 2012-2015 гг. получила официально 14 млрд рублей. В бюджете на 2016 год для РПЦ заложено 2,6 млрд. И это не говоря уже о взаимодействии РПЦ с региональными властями или с министерствами (например, с Минкультом), где также отдельно поступают доходы.

Но самое главное в этой истории то, что никто и никак не может узнать, каким образом РПЦ расходует средства. Нет организаций, которые бы за этим следили. А ведь не так давно чиновники вообще позволили РПЦ не отчитываться Минюсту, ибо якобы у церкви нет иностранных спонсоров, а значит, и проверять ничего не нужно.

Легойда, представитель РПЦ, который занял место Чаплина, заявил по поводу расходов церкви:

«Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги - на церковные нужды».

Получается, что, например, «дача » патриарха Кирилла – это церковные нужды. Не говоря уже о «излишках», которые типичны для представителей духовенства. Да и расходы церкви – вещь интересная, ибо слишком легко тратятся большие деньги, которые очевидно не заработаны тяжелым трудом. Так, эксперты РБК считают, что на турне патриарха по латинской Америке пришлось потратить около 20 млн рублей.

Не совсем понятно, почему корпорация, которая, возможно, зарабатывает в год больше, чем X5 Retail Group, вообще не облагается налогами. Не ясно, для чего государство за счет налогоплательщиков вливает деньги в эту бизнес империю.

Совершенно очевидно, что структуре придется очень плохо в том случае, если власть будет соблюдать закон, то есть будет следовать принципам светского государства.

teh_nomad: Кому же? Для кого эти два благодетеля выделили такое несметное богатство? Детям, пенсионерам, студентам, медикам?

И миллиард рублей переходит РПЦ, вращайте барабан...

Ответы на такие вопросы в России не бывают хорошими :

"Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014г. и еще 600 млн - в 2015г. в качестве финансирования объектов епархиального управления. Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014г. и плановый период 2015-2016гг. и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

Еще 50 млн руб. будет выделено из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн руб. - на завершение работ по реставрации Тульского кремля.

Также в одобренных поправках предусматривается выделение 2,1 млрд руб. на центры временного содержания иностранных граждан. При рассмотрении законопроекта нижней палатой в первом чтении эти средства предлагалось предусмотреть во время подготовки поправок.

Согласно поправкам, внесенным в проект закона, за счет перераспределения бюджетных ассигнований более 12 млрд руб. направляется в 2014г. на дошкольное образование и строительство детских садов. Эти средства предусматриваются по трем основным направлениям: это те деньги, которые остаются в регионах по итогам исполнения бюджета за предыдущий год, еще 10 млрд руб. регионы получат в рамках рассматриваемого бюджета и средства, в которых будут нуждаться регионы по мере исполнения бюджета 2014г.

На социальное развитие села дополнительно направляется в 2014г. 2,3 млрд руб. В 2014г. на физкультурно-оздоровительные комплексы выделяется 1,2 млрд руб., на реконструкцию спортзалов в сельских школах - 1,8 млрд руб.

На субсидии для приобретения жилья детям-сиротам будет дополнительно направлено 300 млн руб., на субсидии общественным организациям инвалидов - 165 млн руб. Как упоминалось ранее, 250 млн руб. предлагается выделить в 2014г. на разработку защиты системы ЕГЭ от "взломов". Российский научный фонд в 2014г. получит 11 млрд 396 млн руб. в качестве имущественного взноса.

Ладно, допустим, что и на строительство детских садов выделяют и на оздоровительные комплексы (правда меньше, чем РПЦ), но как же положение о том, что Россия светское государство?

Тем временем, культурное развитие уже шагает по России и будущие врачи сдают экзамены:


colonelcassad: Как сообщает РБК http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131118205003.shtml , среди одобренных поправок к бюджету на будущий год, фигурирует и поправка о выделение РПЦ государством 1 млрд. 758 млн. рублей в рамках целевой программы.

Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 г. и еще 600 млн - в 2015 г. в качестве финансирования объектов епархиального управления . Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

PS. Мне по этому поводу вспомнились деятели, которые в спорах на тему ползучей клерикализации начинали рассказывать, что церковь не получает от государства денег и значит никакой клерикализации нет. Фактически же, несмотря на известную статью конституции http://www.az-design.ru/index.shtml?Projects&AZLibrCD&Law/Constn/KRF93/krf014 , государство финансирует за счет бюджета одно из религиозных объединений. Про то, что бюджет формируется не только за счет денег верующих, я думаю говорить излишне.
Шах и мат, аметисты!

Источники -

В лентах новостей нет-нет да появится информация о мифическом бюджете РПЦ, о неимоверных тратах православного духовенства, о законодательстве, делающем церковь практически неприкосновенной. Немудрено, что на фоне этого многие задаются вопросом: "Облагается ли церковь налогами в России?" Ответим на него максимально подробно.

Что такое церковь

Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с "деловой" точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений - ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом - движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

Кроме всего перечисленного, религиозные организации занимаются специфичной культовой деятельностью - проводят определенные обряды и церемонии, собрания и мероприятия. Ст. 8 ФЗ №125 "О свободе совести и нерелигиозных объединениях" определяет понятие "церковь" так: добровольное объединение групп граждан, которое образовано для распространения веры и совместного ее исповедания, помимо всего прочего, зарегистрированное в роли юридического лица.

Правовая база и церковь

Рассмотрим правовые акты, так или иначе относящиеся к налогам церкви государству в России:

  • ФЗ №7 "О некоммерческих организациях": церковь вправе заниматься предпринимательством, а также создавать ряд собственных предприятий и организаций.
  • "О госрегистрации ИП и юридических лиц": церковь и ее отделения подлежат обязательной государственной регистрации.
  • Упомянутый ранее ФЗ №125, ст.11: для религиозных организаций подразумевается специальный порядок госрегистрации.
  • НК РФ, ст.3, пп.1: продукция религиозного значения освобождается от обложения НДС.
  • Постановление Правительства РФ №251 (31.03.2001): документ содержит полный список предметов и услуг, реализуемых церковью и освобожденных от НДС.
  • Соглашение "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера": ввозимая религиозная импортная продукция облагается налогами не выше тех, которые применяются к аналогичным товарам на территории государства-хозяина.

Доходы церкви

Платит ли церковь налоги в России и с каких доходов? Это весьма интересный вопрос для российских граждан. Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:

  • пожертвования верующих за требы, поминовения;
  • пожертвования меценатов, спонсоров;
  • продажа свечей;
  • продажа книг и религиозной атибутики;
  • "кружечный" сбор после службы;
  • доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
  • передача ряда объектов церкви в ;
  • поступления из госбюджета РФ.

НДС для церкви

Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС - приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:

  • Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т. д.
  • Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
  • Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
  • Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
  • Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
  • Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
  • Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
  • Ремонтные и реставрационные работы, необходимые для храма, - если они проводятся организацией, имеющей лицензию на такую деятельность.

Важно отметить, что освобождение от НДС по перечисленным пунктам доступно не только непосредственно для церкви, но и для коммерческой фирмы, чей уставной капитал - это целиком вклад религиозного объединения.

Налог на имущество для церковных организаций

Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество - региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

Земельный налог для церкви

Спрашивая о том, освобождена ли церковь от налогов в России, коснемся и такого важного для бюджета поступления, как земельный налог. Участки, принадлежащие церкви, освобождены от него в двух случаях - если она имеет:

  • Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
  • Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
    • здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
    • паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
    • - семинарии, духовные школы, религиозные училища и общежития для учащихся;
    • благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.

Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.

В продолжение темы "Платит ли церковь налоги в России?" письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.

Религиозная организация и налог на прибыль

Налог на церковь в России - это еще и налог на прибыль. Согласно НК РФ, ст. 246, п. 1 религиозная организация является его плательщиком. Однако для нее и здесь предусмотрен ряд льгот - при составлении налоговой базы не учитывается следующее:

  • Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
  • Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
    • пожертвования и взносы;
    • имущество, перешедшее по завещанию, наследству;
    • имущество, полученное на осуществление уставной деятельности;
    • гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства №485 (28.06.2008).

Целевые поступления не облагаются налогом только в том случае, когда они были израсходованы строго по назначению - в налоговый орган церковью обязательно предоставляется подробный отчет.

Налоги, уплачиваемые церковью

Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

  • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
  • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.

Итак, платит ли церковь налоги в России? Ответ будет положительным, однако с целым рядом но - ведь в РФ религиозные организации наделены большим рядом налоговых льгот.

Если в 2018 году открыть сайт РПЦ и посмотреть на членов Священного синода, которых более 400, можно заметить, что у руля церкви стоят исключительно черные монахи. В Синоде нелегко встретить приходского священника, ведь они лишь выполняют решения, принятые монахами.

Более внимательный анализ приводит к еще одному открытию: меньше четверти архиереев РПЦ в 2018 году имеют высшее светское образование. Напротив, примерно половина в юности выдвинулись с должностей иподиаконов при действовавших тогда архиереях. А вот то, что большинство членов Синода имеют корни в Бессарабии и на юго-востоке Украины, в Донецке и Луганске, вычислить практически невозможно. Хотя это святая правда и корень всех современных бед отечественного православия, утверждал в 2018 году автор расследования Lenta.ru .

Именно на юго-востоке Украины и востоке Молдавии Русская православная церковь традиционно придерживалась самых патриархальных взглядов. Именно тут православные сотнями кончали с собой еще в царское время. Именно отсюда происходит ненависть к ИНН и любому паспорту. Именно тут чаще всего исчезали веселые односельчане. Именно тут зародилась «черная сотня». Именно отсюда родом и отец Петр Кучер, и многие другие князья РПЦ.

Митрополии и епархии

На июль 2018 года в структуре РПЦ 79 митрополий и 356 епархий, в том числе:

Группы влияния

Активы

Приходы

На июль 2018 года в церкви служат почти 40 тысяч пресвитеров, более 5 тысяч диаконов и почти 400 архиереев.

В 1991 году, когда рухнул СССР и началось религиозное возрождение, в РПЦ было около 6,5 тысяч приходов, причем две трети из них - на Украине . На август 2018 года в РПЦ больше 36 тысячи приходов, из них около 25 тысяч - в России .

Число монастырей перевалило за тысячу - такого количества и до революции не было.

Каждый день открывается три новых прихода .

В середине 2017 года в России открылся тысячный монастырь, а по состоянию на 1 января 2018 года их стало 1010. Для сравнения: до хрущевских гонений в СССР было всего 14 монастырей (большинство - в Украинской ССР), в 1980-е годы - четыре (Троице-Сергиевая и Псково-Печерская лавры, Рижская пустынь (женский) и Успенский монастырь в Пюхтице, Эстония).

Коммерческая деятельность

  • «Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино»
  • гостиница «Даниловская»
  • управление Храмом Христа Спасителя , принадлежащим Правительству Москвы
  • ОАО «Ритуальная православная служба» (на 2016 г)

Поддержка государства

Финансирование из бюджета

По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

В частности, в 2014–2015 годах организациям РПЦ выделили свыше 1,8 млрд руб. на создание и развитие российских духовно-просветительских центров по федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России ».

Еще одна программа, поддерживающая церковь, - «Культура России»: с 2012 года на сохранение объектов религиозного назначения в рамках программы было выделено почти 10,8 млрд руб. Помимо этого, 0,5 млрд руб. в 2012–2015 годах было выделено на реставрацию объектов религиозного значения, рассказал представитель департамента культурного наследия Москвы .

Среди крупных получателей контрактов на сайте госзакупок - церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (учредитель - патриархия), издающий одноименный фолиант в 40 томах под редакцией патриарха Кирилла. С 2012 года государственными школами и вузами на приобретение этой книги было потрачено около 250 млн руб. А дочерняя организация «Православной энциклопедии» - фонд «Православная энциклопедия​» - в 2013 году получила 56 млн руб. от Минкультуры - на съемки фильмов «Сергий Радонежский» и «Укус змеи».

В 2015 году Министерство образования из бюджета выделило около 112 млн руб. Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету .

Центральная клиническая больница Святителя Алексия при Московской патриархии в 2015 году получила от Министерства здравоохранения 198 млн руб., в новом бюджете для больницы предусмотрено еще около 178 млн руб.

В бюджете на 2016 год заложено порядка 1 млрд руб. «Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря РПЦ» - учредителем фонда является сам монастырь.

В дополнение с 2013 по 2015 год православные организации получили 256 млн руб. в рамках президентских грантов. РПЦ не имеет прямого отношения к получателям грантов, просто они «были созданы православными людьми», объясняет протоиерей Чаплин. Хотя напрямую церковь в создании подобных организаций не участвует, случайных людей там нет, уверен Сергей Чапнин, в прошлом редактор «Журнала Московской патриархии».

По тому же принципу, рассказывает он, распределяют деньги в единственной православной грантовой программе «Православная инициатива» (средства выделял «Росатом », сообщили РБК два источника, знакомых с программой; пресс-служба корпорации не ответила на вопрос РБК).

«Православная инициатива» проводится с 2005 года, общий объем финансирования за годы проведения конкурса - почти 568 млн руб.

Налоговые льготы

На август 2018 года РПЦ, как любая официально зарегистрированная в России религиозная организация, имеет льготы, но все до одной они - ключевые. Она полностью освобождена от уплаты:

То есть фактически РПЦ не платит в бюджет вообще ничего.

Налоговый кодекс РФ четко оговаривает: освобождение идет только от религиозной деятельности, а вся коммерческая, даже осуществляемая РПЦ, подлежит обязательному налогообложению. Поэтому, согласно отчетам, церковь коммерческой деятельности не ведет вообще. И спорить с этим бесполезно. Правда, по словам высокопоставленного российского чиновника, на самом деле с церковью просто не хотят связываться.

«Попы сейчас входят абсолютно во все выборные органы всех этажей власти, от местных парламентов до разного рода общественных советов и наблюдательных комиссий - вплоть до министерских и федеральных. Это, конечно, правильно, но открывает им двери к руководителям любого ранга, где можно элементарно поплакаться, чтобы отозвали комиссию или закрыли глаза на выявленные недостатки. И поверьте - церковники этим пользуются. Причем по прямому указанию своего руководства», - объясняет он.

Как это ни парадоксально звучит, но государственная поддержка делает всю экономику РПЦ черной. Или серой - ведь ни один приход не подотчетен никому. Их никто не проверяет, кроме самой Церкви.

Передача недвижимости

Не менее странная история приключилась с женщиной, много лет работавшей агентом у сотрудника отдела по борьбе с квартирными мошенничествами и раскрывшей схемы нескольких банд «черных риелторов». Ее внедрили в группу, подозреваемую в легализации квартир старушек, якобы продавших свое жилье и ушедших в монастырь. Внезапно она прервала все контакты с курировавшим ее офицером и самостоятельно свернула операцию, а затем отправила дочь в церковную школу, сменила стиль одежды и стала регулярно ходить церковь.

Опытные преступники знают, что в монастыре всегда найдут приют, - РПЦ категорически отказывается выдавать правоохранительным органам любые данные о нашедших убежище за церковной стеной. Летом 2017 года в прессу даже утекла справка МВД с жалобой на препятствующих расследованию настоятелей храмов. В свободный доступ попал и ответ на нее от протоиерея Сергия. Тот сообщает, что церковь не видит оснований для предоставления паспортных данных находящихся в епархиях лиц.

Сам отец Сергий, в миру уроженец Брянска Сергей Привалов, до 2001 года проходил службу в вооруженных силах СССР и РФ. Уволившись в чине подполковника, он сменил зеленую полевую форму на черную церковную, а за следующие 11 лет сделал головокружительную карьеру: стал протоиереем, клириком храма Пресвятой Богородицы в Петровском парке, кандидатом богословия, членом Высшего синодального совета, а также председателем синодальной комиссии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Иными словами, он высшее должностное лицо РПЦ, чье решение практически не может быть отменено.

Так что неудивительно, что именно протоиерей Сергий регулярно отказывает правоохранителям в снятии у монастырских служащих отпечатков пальцев и изъятии у них генетического материала.

Преследование беглецов из монастырей

Как известно, одно из самых страшных церковных прегрешений - побег из монастыря. По уставу, просто так покинуть обитель нельзя - надо снять с себя обет, то есть стать расстригой. А это процедура небыстрая, так что проще сбежать - светская власть все равно не считает это правонарушением. На июль 2018 года в Российской Федерации сбежавшими из монастырей числятся от 300 до 400 мужчин и женщин. Полиция такие заявления формально не принимает - побег из монастыря не считается уголовно наказуемым деянием, но таких людей нужно искать и наказывать, чтобы другим неповадно было. Этим занимаются сотрудники службы безопасности РПЦ. Правда, официально такой организации не существует. В структуре Церкви было лишь одно частное охранное предприятие «Софрино», но в июне 2017 года оно прекратило работу и сдало все оружие в лицензионно-разрешительную систему Росгвардии .

Ранее РПЦ была в числе учредителей банка "Пересвет". Именно там на 2018 год работает одна из самых серьезных в России служб безопасности. В октябре 2017 года ее возглавил Олег Феоктистов - бывший генерал ФСБ , автор оперативной комбинации, завершившейся тюремным сроком для министра экономического развития Алексея Улюкаева . Сотрудников службы безопасности «Пересвета» видели как минимум в двух связанных с РПЦ местах преступлений, причем на одном из них, как позже напишет в объяснительной записке оперативник полиции, они занимались «фиксацией следовых объектов с использованием криминалистической техники». Той объяснительной так и не дали ход, а само преступление осталось нераскрытым. Речь об убийстве священника на пороге Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Того самого монастыря, настоятелем которого является архимандрит Димитрий - духовник матушки Людмилы из злополучного села Мосейцево .

Служба безопасности РПЦ активно ведет и оперативно-розыскную работу - то есть осуществляет негласный сбор информации о людях, в том числе с использованием технических средств. Например, устанавливает номера телефонов, с которых девочки из Мосейцево выходили в интернет. Ведь мало кто умеет, увидев профиль во «ВКонтакте», быстро выяснить, с какого номера телефона человек был в сети, и вычислить его местонахождение. Кто-то из окружения мосейцевских матушек это сделал в считанные секунды. И некая Матрона Ярославская уже через несколько минут после обнаружения профилей девочек знала не только номера их мобильных, но и адрес недавно созданной электронной почты. Личность самой Матроны при этом установить так и не удалось.

Та же судьба постигла и нескольких писавших на околоцерковные темы журналистов: они внезапно узнавали, что содержание их личных писем становилось известно высшим церковным иерархам. Иными словами, служба безопасности РПЦ формально не существует, но на деле активно работает. Во всяком случае, в декабре 2017 года, уже после вынесения приговора матушкам из Мосейцево, некто хотел выяснить судьбу их приемных детей. К тому времени им поменяли абсолютно все документы, но в органах ЗАГС Ярославской области пытались получить список выданных свидетельств о рождении, а в дирекцию детского приюта поступил запрос якобы от юридического бюро с требованием предоставить личные дела девочек. А еще кто-то искал и вскрывал их электронные почтовые ящики, причем делал это весьма профессионально.

Можно долго спорить, есть ли внутри РПЦ специальное подразделение монахов-хакеров, но десятки священников, с которыми беседовал автор расследования Lenta.ru в 2018 году, говорили одно: митрополиты дословно знали содержание их электронной почты и переписки в закрытых группах социальных сетей. И, несмотря на девиз «интернет - греховен», последователи церкви активно пользуются Всемирной паутиной. Особенно когда кого-то надо найти .

О том, что князья РПЦ имели звания КГБ СССР и партийные билеты, слухов ходило множество. Утверждать этого нельзя - многие священники в 1980-е годы были настроены весьма оппозиционно и даже оппортунистически. Но и абсолютной ложью считать это тоже нельзя. Во всяком случае, в 2015 году в структурах территориальных управлений ФСБ действовали специальные религиозные отделы, которые по сути выполняли роль третейских судей, особенно в тот момент, когда конфликты приобретали резонанс. В Мосейцево, например, именно сотрудники ФСБ заверили оперативников уголовного розыска, что препятствий в расследовании уголовного дела им чинить никто не будет, но копать в сторону не надо. В Боголюбово офицеры профильных подразделений ФСБ тоже сглаживали острые углы. При этом именно ФСБ в Москве препятствует принятию изменений в законы, которые сделали бы бюджет религиозных организаций прозрачным.

В западной прессе часто говорят о том, что деньги на взятки чиновникам и оплату разведывательной информации, особенно политической, поступают в различные страны именно по церковным каналам. Но в нашей стране эти данные, даже в переводных статьях, не появляются. И не потому, что кто-то формально запрещает, - действует внутренняя цензура. В редких случаях - авторитет редактора. Не секрет, что и помощь соотечественникам часто оказывают именно православные приходы.

Отсутствие трудового законодательства

В 2017 году учебная комиссия Московского патриархата приехала с проверкой во Владимирскую духовную семинарию, то почти случайно выяснила: из десятка авторитетных профессоров формально на работу устроены только двое - ректор и первый проректор. А остальные много лет трудились без оформления, трудовых книжек и отчислений в Пенсионный фонд . Зарплату они получали в конвертах и думали, что так и положено. Узнав правду, пошли на поклон в Патриархию. А там сказали: пенсию будут платить те, кого ты сейчас обучил. Фактически дело спустили на тормозах. Люди поувольнялись, но пропущенные годы им никто не восполнит - ни в стаже, ни в обязательных отчислениях. И деваться этим педагогам некуда - РПЦ обладает монополией на духовное воспитание.


Россияне очень удивятся, когда узнают: священники абсолютно бесправны. Да, трудовые книжки оформить на них все-таки вынудили, но они до сих пор есть далеко не у всех - в каждом храме, в каждом монастыре их выписали на необходимый минимум священнослужителей. А вот трудовых договоров нет ни у кого. Даже типовой формы не разработали.

Зарплаты священников

На 2018 год зарплата российского священника составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Некоторые говорят, что у них удерживают НДФЛ, некоторые - что от налогов полностью освобождены. Настоятель получает куда больше.

Причем в условиях священноначалия вопросы престижа проявляются особенно ярко. Поэтому рядовой священник никогда не купит автомобиль престижнее, чем у настоятеля; настоятель не появится на людях в часах дороже, чем у епископа; а епископ не будет обладать раритетом, коего нет у патриарха. Поэтому желание выделиться проявляется по-другому.

В июне 2018 года одно из кадровых агентств разыскивало персонального повара для настоятельницы святой обители. Зарплату обещали в 90 тысяч рублей. По словам сотрудников агентства, деньги настоятельница собиралась платить свои личные .

Рабоче-крестьянская армия

В начале 1990-х после крушения СССР, возникла фундаментальная проблема РПЦ: возрождать религию и ее институты по сути было некому. Ведь всех церковников истребили как класс.

«Темпы роста РПЦ колоссальные, - говорил в июле 2018 года отец Николай, в миру - Николай Дмитриевич Гундяев (однофамилец), бывший священник, ушедший из Церкви после критики устройства церкви.

В начале 1990-х годов, в период реконструкции РПЦ, на книжное православие накладывался трагический утопизм: мир катится в тартарары, существовать ему недолго, впереди третья мировая война, надо спасаться - и масса обездоленных людей из развалившихся семей повалила в монастыри в поисках если не лучшей доли, то с мыслью, где своих детей спасти от разврата, от алкоголя, от наркотиков, от проституции. Тогда монастыри еще были такими утопическими общинами Томмазо Кампанеллы (автор «Города Солнца», по мнению В. И. Ленина, - один из предшественников научного социализма) и представляли не столько православие, сколько военный коммунизм. Люди-то все вышли из Советского Союза, имея перед глазами в качестве образца колхоз. Вот его, а не апостольскую общину, и строили. Поэтому и получались не Божьи дома, а те же самые колхозы, только с Евангелием в руках.

Особенно ценились выходцы из Бессарабии и с юго-востока Украины. И само собой получилось, что из всех возможных православий мы начали строить крестьянское. Опять же со всеми вытекающими последствиями - с пропагандой натурального хозяйства и крестьянской культуры, а также с отказом от городской жизни. А зачем крестьянам паспорта? "Идентификационный номер налогоплательщика" (ИНН)? Книжки? Карточки? Заграничные поездки? Крестьяне всегда жили за счет натурального хозяйства! Ну, то есть такой крестьянский практицизм. Вот тогда и оказались заложены корни нынешних бед РПЦ - так получилось, что монастырское, черное духовенство в России традиционно наименее образованное, чем белое духовенство. Эта наша специфика, в отличие, например, от католиков: у них монахи более образованны, чем приходские священники.

С тех самых пор, с момента возрождения Церкви, люди, принявшие монашеский постриг, делают бешеную карьеру. Молниеносную. Там, где белому священнику пахать и пахать надо, служить и служить, черные могли через два года украсить себя всем, чем можно, и занять такие позиции, какие обычному священнику и не снились. Соответственно, из грязи в князи, без образования - без соответствующей выслуги - вперед. Это опять сталинские соколы, унтер-офицеры, ставшие генералами Рабоче-крестьянской Красной армии, которые учились по принципу «взлет - посадка - готов воевать». .


В конце периода застоя анкета среднестатистического начальника районного уровня выглядела так: восемь классов образования, техникум, служба в рядах вооруженных сил СССР, пролетарская (или колхозная) специальность, Университет марксизма-ленинизма и избрание на должность секретаря райкома-исполкома. Сегодня официальная анкета духовного пастыря выглядит похоже: восемь-девять классов школы, служба в армии, работа электриком, шахтером или комбайнером, рукоположение и служба диаконом, семинария (или академия - в зависимости от статуса епископа) и чин в приходе. Впрочем, и там, и там были исключения, тоже весьма схожие: многолетняя служба в вооруженных силах и сразу - руководящая должность на ступень выше, но не под фуражкой, а под клобуком. И у тех, и у других очень низкий образовательный ценз, а значит - отсутствие реальных академических знаний, в том числе системных.

Крепостные зэки

В 2018 году живущий в Прибайкалье поп-расстрига легко объяснял бытовые хитрости нижнего звена российского православия.

- Если хочешь восстановиться - езжай за Урал-камень. Там берут всех - последних бандитов и каторжников. Чем тяжелее преступление, тем дальше на восток надо ехать. Здесь очень тяжело, но день за три считают. Я лично знаю десяток совершенно официально рукоположенных в сан старцев, каждый из которых каторжник и душегуб, на их совести не по одной и не по две, а по десять-двадцать жертв, в том числе добавленных уже в служении. Здесь НАСТОЯЩЕЕ крепостное право, потому что уйти отсюда нельзя. Денег не платят, а за работу спрашивают.

За Уральскими горами о крепостничестве в монастырях и скитах РПЦ в 2018 году открыто говорят даже чиновники и руководство силовых структур. Эта проблема, которую надо решать, но как ее решить - не знает никто. Хотя советчиков много. Уже в декабре 2017 года один сибирский журналист, узнав историю про Мосейцево, долго и непонимающе смотрел в глаза рассказчику, а потом сказал: «Вы там в Европе совсем жизни не знаете». У нас по такой ерунде шум не поднимают. Закон - тайга. Ищи-свищи.

По его данным, десятки людей, в основном - вышедших на свободу заключенных, пропадают без вести. Они оказываются на далеких заимках, где бесплатно работают на благо церкви.


Он уточнял, что нередко крышуют эти так называемые православные скиты сотрудники правоохранительных органов. Но крышуют - слово не очень точное: денег за укрывательство не берут. Любопытнее другое: с 1990-х годов освободившиеся из мест лишения свободы стали активно оседать в монастырях Центральной России , а позже - и на российском юге. Для них даже термин существует - «зимние монахи», то есть те, кто постриг принимает на зиму, чтобы в тепле и сытости пересидеть лютые времена. Фактически, по мнению сотрудников силовых структур, возник уникальный симбиоз: носители уголовной культуры обеспечивают в монастырях порядок зоновскими методами, что гарантирует приток материальных благ, а церковь дает им защиту от правоохранительных органов и паствы.

Система образования

2018

В 2018 году Учебный комитет РПЦ возглавил амбициозный московский протоиерей Максим Козлов - бывший настоятель храма св. Татианы при МГУ. За год он проинспектировал практически все духовные школы РПЦ и даже приостановил работу наиболее безнадежных.

Однако ему пришлось признать, что Сретенская духовная семинария митрополита Тихона имеет лучшие показатели в системе: за 20 лет существования она выпустила 550 семинаристов, из которых 70% стали священнослужителями, а остальные трудятся в различных синодальных структурах.

1994-2018

С 1994 по 2018 Учебный комитет патриархии возглавлял архиепископ Евгений (Решетников). После нескольких попыток реформ в подведомственном ему хозяйстве воцарился застой.

Многочисленные провинциальные семинарии, пооткрывавшиеся на волне «религиозного возрождения» 1990-х, не могли найти абитуриентов и средств на прокорм учащихся. Но даже ведущие духовные школы страны - Московская и Санкт-Петербургская академии - катастрофически теряли выпускников, не желавших служить по церковной линии. Пришлось вводить что-то типа частичного крепостного права - когда выпускники академий и семинарий подписывают юридически значимые обязательства как минимум три года после получения диплома отработать в церкви либо покрыть за свой счет астрономические суммы за обучение и содержание. При Евгении духовные школы РПЦ перешли на Болонскую систему, подразумевающую двухуровневую структуру высшего образования: семинарский курс приравняли к бакалавриату, а академический - к магистратуре.

2016: Патриарх РПЦ впервые встретился с папой римским

В феврале 2016 года в Гаване состоялась первая в истории Русской православной и Римско-католической церквей встреча их предстоятелей. Ее итогом стал совместный документ, призванный привлечь внимание мирового сообщества к гонениям на христиан на Ближнем Востоке и упадку моральных ценностей в мире.

Встречу патриарха Московского и всея Руси и папы римского готовили почти двадцать лет. Впервые ее планировалось провести еще в 1997 году в Австрии. В ходе предварительных переговоров тогда был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент руководство Римско-католической церкви решило исключить эти пункты из совместного документа, и встречу пришлось отменить. В 2002 году произошел новый виток обострения в отношениях между церквями, когда папа Иоанн Павел II повысил статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий без предварительной консультации со священноначалием Русской православной церкви. В итоге возможность встречи двух первоиерархов надолго была сведена к нулю.

Только после вступления на Святой престол папы Бенедикта XVI, который сумел снять напряжение, существовавшее при предыдущем понтификате, православно-католические отношения приняли позитивный и поступательный характер. Скорее всего, если бы папа Бенедикт XVI не ушел на покой в 2013 году, то состоялась бы его встреча с патриархом Кириллом. Папа Франциск продолжил политику своего предшественника по нормализации отношений между Ватиканом и Московским патриархатом, что в конечном итоге позволило провести историческую встречу.

Первая встреча православных и католиков "на высшем уровне" после разделения в 1054 году христианской церкви на Восточную и Западною (не считая Флорентийского собора 1439 года) прошла почти 53 года назад: 5 января 1964 года Константинопольский патриарх Афинагор и папа Павел VI встретились в Иерусалиме. В результате в 1965 году были отменены взаимные анафемы. Встреча стала возможна благодаря Второму Ватиканскому собору (1962-1965), который "открыл" Католическую церковь для диалога с другими религиями: "Истину следует искать посредством обмена и диалога" .

Первую встречу патриарха Московского и всея Руси с папой римским было решено провести на Кубе в Международном аэропорту имени Хосе Марти. Это было связано с тем, что патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы она проходила в Европе, поскольку именно там разворачивалась многовековая тяжелая история разделений и конфликтов между христианами.

Основной темой переговоров на Кубе стало обсуждение острых социальных, политических и нравственных проблем современности. В итоговом документе, который подписали патриарх и папа, в частности, говорилось о гонении христиан на Ближнем Востоке. Иерархи призывали международное сообщество "к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока". Помимо этого они выступили с призывом урегулировать конфликт на Украине. Одним из принципиальных пунктов документа является признание папой римским того, что уния не является средством восстановления церковного единства. Также в документе говорилось о защите семейных ценностей и о сближении православной и католической позиций по вопросу прозелитизма: стороны призвали отказаться от него, поскольку это "имеет практическую значимость для мирного сосуществования". При этом обе церкви подчеркивают, что на встрече не обсуждались ни богословские, ни канонические вопросы. Это говорит о том, что она была организована не для решения догматических разногласий, а для того, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к существующим проблемам - в частности, к вооруженным конфликтам, гонениям на христиан и упадку моральных ценностей в мире. Патриарх и папа продемонстрировали миру, что, несмотря на догматические разногласия, христиане готовы совместно отстаивать общехристианские ценности во все более секулярном мире.

1980-е: 4 тыс из 6,5 тысяч приходов на Украине

В конце 1980-х, когда в СССР начиналось церковное возрождение, официально называемое «возвратом к вере», в РПЦ было 6,5 тысячи приходов. Из них почти 4 тысячи - на Украине, причем большинство - в юго-восточной ее части. Еще около 500 в Молдавии - точнее, в той ее части, что традиционно называлась Бессарабской губернией, или Бессарабией. Тогда в СССР было три семинарии - Загорская, Ленинградская и Одесская, и две Духовные академии - Московская и Ленинградская. Государственная политика была такой, что большинство их абитуриентов уже имели неоконченное высшее светское образование.

»

Околоцерковная хозяйственная деятельность — тема закрытая и мало изученная, хотя о ней ходит масса самых противоречивых слухов. Сами отцы церкви, по вполне понятным причинам, говорить об этом избегают. Поэтому рассказать о церкви как субъекте экономических отношений мы попросили директора Института изучения религии стран Балтии и СНГ, кандидата исторических наук Николая Митрохина.

-Что такое Русская Православная Церковь, как субъект экономической деятельности?

РПЦ – это гигантская корпорация, где под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками и заканчивая общецерковными предприятиями.

каков масштаб ее деятельности, ее доля в российской экономике?

— В течение года РПЦ получает от своей хозяйственной деятельности такие же доходы, как средняя металлургическая компания. В общероссийских масштабах это, конечно, не много. Но помимо этого, церковь контролирует еще некоторое количество предприятий, имеющих более значимые обороты. Кроме того, существуют пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы. И эта сумма уже в два – три раза больше тех средств, которые церковь зарабатывает самостоятельно.

— Почему так скудны официальные данные об экономике РПЦ?

Потому, что сами управляющие органы церкви не обладают внятной информацией о том, чем занимаются отдельные подразделения – епархии, приходы. Кроме того, церковь привычно скрывает все данные о своей экономической деятельности, потому, что многие источники ее средств противоречат тем ожиданиям, которые люди возлагают на церковь. Это и игра на финансовых рынках, и экспорт нефти, и получение от государства квот на ввоз некоторых товаров и т. д.

-Из каких же средств складываются общецерковные доходы?

Формально они должны складываться из поступлений из епархий и результатов деятельности синодальных отделов. Но по информации, официально оглашаемой на Архиерейских Соборах, доходы складываются из доходов от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская». Плюс около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5 % от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался.

-И на что все эти деньги тратятся?

— По утверждению церкви, основной бюджет уходит на содержание трех учебных заведений общецерковного значения. Но сейчас самое крупное из них передано на баланс Троице-Сергиевой лавры, так что в данный момент средства расходуются, видимо, на проведение презентаций и «содержание» аппарата. А в случае каких-то экстренных расходов привлекаются спонсоры. Например, когда Патриарх едет в детский дом, деньги на подарки дает кто-то из православных предпринимателей.

— А как же восстановление храмов?

— Нет, этим занимается государство и окологосударственные компании. Почти все крупнейшие корпорации имеют специальные программы по строительству храмов. Сама церковь не способна ни строить храмы, ни поводить их серьезную реконструкцию.

— К чему, по вашему мнению, ведет ужесточение государственной налоговой политики в отношении церкви?

— К тому, чтобы в среднесрочной перспективе, священники стали государственными служащими, т.е. получали зарплату от государства. С одной стороны, церковь этого не хочет, с другой, ей необходимо получить государственную поддержку, иначе множество приходов скоро придется закрывать. Обеспечить себя за счет прихожан может только священник из крупного города, а тот, кто служит в деревне, кормится только с собственного огорода. И сколько лет он будет терпеть такую ситуацию? Я считаю, что религиозные организации должны выживать сами. Но пока мы видим, что государство финансирует большие церковные образовательные программы, православная энциклопедия выходит за счет государства, государство на грани того, чтобы начать полноценно финансировать преподавание основ православной культуры, и думаю, дело дойдет до того, что провинциальные священники охотно примут, как это было до революции, государственную зарплату.

— А должно ли, на ваш взгляд, околоцерковное производство облагаться налогами, наряду с обычными предпринимателями?

Думаю, нет. Есть сектор некоммерческих организаций, которые платят очень серьезные налоги: 36% единого социального налога, 13% с зарплаты. На мой взгляд, РПЦ, как и все религиозные организации – та же некоммерческая организация. Другое дело, что государство не должно мириться с тем, что где-то в провинции, как это было, например, в Тульской или Ивановской области, священник становится фактически владельцем спиртзавода и пытается его анонсировать как церковное предприятие, на средства которого строится храм. Сколько стоит возвести или реконструировать храм – никто точно сказать не может, не существует никаких критериев оценки. Восстановление этого храма может продолжаться десятилетиями, и что, все это время этот условный спиртзавод будет работать? Я думаю, надо отсечь подобные коммерческие предприятия от некоммерческих.

Может, государство, отказываясь передавать некоторые культовые здания в собственность церкви, стремится сохранить возможность воздействия на РПЦ?

— Церкви было передано около 15 000 объектов недвижимости в долгосрочную аренду – фактически в собственность. Инвентаризации доселе не проводилось, что с ними стало, никто не знает. Самый показательный случай произошел в Ульяновске. В доме, в котором до революции размещалось Епархиальное управление, открыли кафе. Когда это здание было передано церкви под обещание открыть здесь приют, кафе просто перезаключило договор аренды теперь уже с церковью. В определенных кругах есть надежда на то, что церковь получит в собственность землю, станет крупным земельным собственником и за счет средств, полученных от земли, будет себя финансировать. Но в этом случае возникает вопрос: почему церкви возвращают ее былую собственность, а людям, которые являются потомками дворянского, купеческого и казачьего сословий, нет. Тем более что церковь претендует на колоссальное количество объектов, которые до революции ей на самом деле не принадлежали. Они принадлежали церковно-приходским общинам или помещикам, или еще каким-то структурам.

Кроме того, существует огромное количество объектов собственности, которые церкви не нужны. Недавно, в Новгородской области я наткнулся на заброшенный монастырский комплекс во вполне приличном состоянии. Теоретически, епархия могла бы его потребовать, но что она с ним будет делать? Его надо восстановить, туда надо проложить дорогу, поселить монахов. А средств и монахов нет. Во Владимирской области, из 900 имеющихся храмов церкви передано около 400. А если ей передать еще пятьсот зданий (хотя она их, насколько известно, и не просит), где епархия возьмет средства, чтобы их восстановить? И так уже священники жалуются, что их все компании с порога отсылают: «Мы уже давали и на этот храм и на этот». А главное — кто туда будет ходить? Патриарх, на последнем Епархиальном собрании сказал, что количество прихожан уменьшается. И это не связано с открытием новых храмов.

А как развивается околоцерковное производство? Есть ли предприятия, составляющие хоть какую-то конкуренцию знаменитому «Софрино»?

Околоцерковное производство развивается и имеет разные формы: от некоторых успешных предприятий, которые имеют миллионные (в долларах) обороты, до бабушек и тетушек, которые шьют одно облачение в неделю. В принципе, это тоже околоцерковное производство. Или, к примеру, бригада столяров, которая ездит по епархии и делает иконостасы.

Есть множество крупных церковных компаний, которые по объемам производства сопоставимы с «Софрино», но они предпочитают себя не афишировать. Одна из самых известных в Москве находится в Новоспасском монастыре и специализируется на производстве маленьких деревянных иконок с наклеенными бумажными образами. Троице-Сергиева лавра считается крупнейшим производителем свечей и полиграфии. А «Софрино» — это просто брэнд, причем не самый популярный. Патриарх на каждом Архиерейским Соборе призывает епископов покупать софринскую продукцию, они, конечно, покупают понемногу, но реально предпочитают более дешевый товар.

— Говорят церковная продукция исключительно «экологически чистая».

— Всю свою продукцию РПЦ позиционирует как экологически чистую. В России это имеет перспективу. Брэнд «православное» вполне может стать синонимом «экологически чистого». Но на самом деле эту продукцию никто не проверял. Просто в России сейчас низкая конкуренция на рынке экологически чистых товаров. Как только она обострится, православных там «задавят» большие компании. Пример тому — история «Святого источника», которая начиналась, как чисто американская кампания. Производители просто платили определенную сумму местному епископу за помощь в уклонении от налогов, православную этикетку с его подписью и обещанием потратить часть денег на храмы. Год назад брэнд купила компании «Nestle». И теперь эта же вода рекламируется уже безо всяких кивков на РПЦ (тем более что епископ перестал выполнять свои обязательства), упор делается на известный брэнд. В каждом регионе есть бутылированая вода, которую выпускает какой-нибудь спиртзавод, просто наклеивая этикетку с изображением местного монастыря. Поэтому можно утверждать, что сейчас не меньше половины товаров, производимых как «православные», на деле к церкви никакого отношения не имеют.

-А как, по-вашему, выглядят перспективы развития экономики церкви?

— Здесь сложно делать какие-либо прогнозы. Пока ситуация относительно стабильная. Но с одной стороны, растет число людей, связывающих свою жизнь исключительно с церковью, с другой стороны, сокращается число непостоянных посетителей церкви, т.е. потребителей продукции околоцерковного производства.

-Какие факторы могут повлиять на улучшение финансового состояния церкви?

— Церковь должна налаживать свой внутренний менеджмент. Чтобы разные, как в самой церкви говорят, «жучки», то есть священники или околоцерковные деятели, получающие хорошие доходы, в большей степени тратили их на церковь. Но это станет возможным только с появлением механизмов, обеспечивающих прозрачность, разделение функций духовенства, поддержание корпоративного духа. Чтобы вороватый священник не платил «откат» секретарю епархиального управления, а изгонялся самими священниками. Это должно быть внутрицерковное понимание и решение, что дальше так жить нельзя. И хотя уже сейчас есть критика епископата, исходящая как из фундаменталистских, так и из либеральных кругов, но пока большинство эта ситуация устраивает. Так что в ближайшие годы какие-то изменения вряд ли возможны.

Людмила Мехонцева

Вам также будет интересно:

Что такое маржинальность и как её рассчитать Как рассчитывается маржа в розничной торговле
Для контроля над деятельностью компании делают расчеты различных видов маржи, показатель...
Для чего проводится медосмотр
Медицинская справка ф 086 у – один из документов, необходимых для обучения в высшем учебном...
Состав и структура персонала предприятия
1. Определение потребности в персонале. 2. Определение состояния кадров на предприятии....
Как оплачивается больничный в беларусии
Насколько это будет оправдано в масштабах всей страны – будет известно после введения...
Механика проекта Тотальная Читка!
Участники могут приобрести 3 пакета участия : * Месячное участие - минимум 20 конспектов за...