Юридический портал - Оlgis

Международные стандарты финансовой отчетности сколько. Стандарты мсфо. Чтобы цель была достигнута, стоит

МСФО GAAP Финансовая отчётность Области бухгалтерского учёта

Учёт затрат Финансовый учёт Судебная бухгалтерия
Учёт фондов Управленческий учёт Налоговый учёт
Бюджетный учёт Банковский учёт

Аудит Финансовый контроль

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards ) - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности , необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Применение в различных странах

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже .

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP , в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании (ожидается, что к этому времени их будет не менее 110) будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год .

Список действующих в настоящее время стандартов

IFRS

IAS

  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Stocks)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)
  • IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)
  • IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 18 Выручка (Revenue)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
  • IAS 32 Финансовые инструменты - представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members" Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
  • IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке - отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market - Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
  • IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 11 IFRS 2 - Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 - Group and Treasury Share Transactions)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
  • IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 - The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance - No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation - Special Purpose Entities)
  • SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities - Non-Monetary Contributions by Venturers)
  • SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases - Incentives)
  • SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes - Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
  • SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes - Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
  • SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue - Barter Transactions Involving Advertising Services)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets - Web Site Costs)

Примечания

Литература

  • Первое применение МСФО. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 448 с. - ISBN 978-5-9614-2241-2

Ссылки

  • Минфин РФ: Бухгалтерский учет. Международные стандарты и международное сотрудничество
  • Национальный совет по стандартам финансовой отчетности
  • Official Journal of the European Union, 13 October 2003. Официальная публикация IAS
  • Последняя редакция МСФО на русском, украинском, английском языках, советы по изучению МСФО и подготовке к экзамену ДипИФР
  • Международные стандарты финансовой отчетности: самые актуальные новости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

Международные стандарты финансовой отчетности пришли к нам в 2012 г., но и сегодня в организациях постоянно возникает вопрос, каким образом оформлять отчетность в соответствии с МСФО. В связи с этим поможем разобраться в основах стандартизации, составим на примере промышленного предприятия консолидированную отчетность и представим ее отличия от привычной бухгалтерской отчетности.

МСФО: СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И СОСТАВ

Международные стандарты стали разрабатывать с 1973 г., чтобы создать унифицированные принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности в разных странах. В Россию международные стандарты в полной мере пришли только в 2012 г. с принятием Приказа Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Основное отличие российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) от международных заключается в том, что МСФО — это не свод требований и законов, а рекомендательные предписания с рядом требований к структуре финансовой отчетности .

Важный момент: применение МСФО не отменяет РСБУ.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой ) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 ) «О бухгалтерском учете ».

Зачастую у специалистов организаций возникают сложности с разграничением МСФО/IAS и МСФО/IFRS (International Accounting Standards) и МСФО/IFRS (International Financial Reporting Standards). До 2001 года стандарты носили название IAS, а после 01.04.2001 появилось название IFRS, так что оба стандарта объединяются понятием «МСФО».

Иногда бухгалтеры для простоты восприятия называют IAS стандартами по ведению бухгалтерского учета, а IFRS — стандартами по подготовке финансовой отчетности.

Кто должен применять МСФО на территории Российской Федерации

Федеральным законом № 208-ФЗ раскрыта сфера применения международных стандартов, которая распространяется на:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Документы МСФО состоят из:

  • Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
  • Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
  • разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО ;
  • разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).

Состав международных стандартов финансовой отчетности (IFRS)

МСФО (IFRS ) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности »

Цель стандарта — обеспечить, чтобы первая составляемая организацией финансовая отчетность по МСФО и ее промежуточные финансовые отчеты за часть периода, охватываемого этой финансовой отчетностью, содержали высококачественную информацию, которая:

  • является прозрачной для пользователей и сопоставимой по всем представленным периодам;
  • представляет собой необходимую отправную точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
  • может быть подготовлена с затратами, которые не превышают получаемых от нее выгод.

Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО.

Организация должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении по МСФО по состоянию на дату перехода на МСФО, создав таким образом стартовую точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

МСФО (IFRS ) 2 «Выплаты на основе акций »

Цель стандарта — установить порядок составления финансовой отчетности для организации, осуществляющей операции по выплатам на основе акций. Данный стандарт требует от организации отражать в составе прибыли или убытка и в отчете о финансовом положении влияния операций по выплатам на основе акций, включая расходы, связанные с операциями, при которых работникам предоставляются опционы на акции.

МСФО (IFRS ) 3 «Объединения бизнесов »

Объединение бизнесов — операция или иное событие, при котором приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами. Операции, которые иногда упоминаются как «настоящие слияния» или «слияния равных», также являются объединением бизнесов.

Цель данного стандарта — повысить уместность, надежность и сопоставимость информации об объединении бизнесов и его последствиях, которую отчитывающаяся организация представляет в своей финансовой отчетности. Чтобы достичь этой цели, МСФО (IFRS) 3 устанавливает принципы и требования в отношении того, как приобретатель:

  • признает и оценивает в своей финансовой отчетности идентифицируемые приобретенные активы, принятые обязательства и любую неконтролирующую долю участия в объекте приобретения;
  • признает и оценивает гудвилл (актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнесов, которые не идентифицируются и не признаются отдельно), приобретенный при объединении бизнесов, или прибыль от выгодной покупки;
  • определяет, какую раскрыть информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия объединения бизнесов.

МСФО (IFRS ) 4 «Договоры страхования »

Цель стандарта — установить порядок отражения договоров страхования в финансовой отчетности организации, заключающей такие договоры в качестве страховщика (сторона, обязанная по договору страхования выплатить компенсацию в случае наступления страхового случая), который будет действовать до того момента, пока совет не закончит вторую фазу своего проекта по договорам страхования. В частности, стандарт требует:

  • ограниченных усовершенствований порядка учета страховщиками договоров страхования;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет суммы, отраженные в финансовой отчетности страховщика в отношении договоров страхования, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и неопределенность возникновения будущих денежных потоков по договорам страхования.

МСФО (IFRS ) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность »

Цель настоящего стандарта — определить порядок учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности. В частности, стандарт требует:

  • оценивать активы, предназначенные для продажи, по наименьшей стоимости из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, и прекращать начисление амортизации по таким активам;
  • представлять активы, предназначенные для продажи, отдельно в отчете о финансовом положении, а результаты прекращенной деятельности — отдельно в отчете о совокупном доходе.

Прекращенная деятельность — это компонент организации, который либо уже выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи и представляет собой отдельное крупное направление деятельности или географический район, в котором осуществляется деятельность.

МСФО (IFRS ) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых »

Цель стандарта IFRS 6 — определить порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. В частности, стандарт требует:

  • ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;
  • от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии сМСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

МСФО (IFRS ) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации »

Цель стандарта — установить требования к организациям по раскрытию в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:

  • влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации;
  • характер и размер рисков, которым организация подвержена в течение периода и на дату окончания отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом организация управляет этими рисками.

МСФО (IFRS ) 8 «Операционные сегменты »

Организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет организация, и экономической среды, в которой она действует.

МСФО (IFRS ) 10 «Консолидированная финансовая отчетность »

Целью настоящего стандарта является определение принципов представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности в тех случаях, когда организация контролирует одну или несколько других организаций.

МСФО (IFRS ) 11 «Совместное предпринимательство »

Цель данного стандарта — установить принципы подготовки и представления финансовой отчетности организаций, участвующих в предпринимательской деятельности, которая контролируется совместно (то есть в совместном предпринимательстве).

МСФО (IFRS ) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях »

Целью настоящего стандарта является установление требования к организации о раскрытии информации, которая позволяет пользователям ее финансовой отчетности оценить:

  • характер ее участия в других организациях и связанные с ним риски;
  • влияние такого участия на ее финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки.

МСФО (IFRS ) 13 «Оценка справедливой стоимости »

Справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут существовать наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств рыночные сделки или рыночная информация отсутствуют. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна и та же — определить цену, по которой проводилась бы обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Состав Международных стандартов финансовой отчетности (IAS)

МСФО (IAS ) 1 «Представление финансовой отчетности »

Настоящий стандарт устанавливает основы представления финансовой отчетности общего назначения, чтобы обеспечить сопоставимость финансовой отчетности организации с ее финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других организаций. В настоящем стандарте излагаются общие требования по представлению финансовой отчетности, указания по ее структуре и минимальные требования к ее содержанию.

Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:

  • отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;
  • отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств за период;
  • примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;
  • сравнительную информацию за предшествующий период;
  • отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Организация может использовать для этих отчетов наименования, отличные от принятых в настоящем стандарте. Например, может быть использовано название «Отчет о совокупном доходе» вместо названия «Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе».

МСФО (IAS) 2 «Запасы »

Цель стандарта — определить порядок учета запасов. Основным вопросом при учете запасов является определение суммы затрат, которая признается в качестве актива и переносится на будущие периоды до признания соответствующей выручки.

Стандарт содержит указания по определению первоначальной стоимости и ее последующему признанию в качестве расходов, включая любое списание до чистой возможной цены продажи. Он также содержит указания относительно формул расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы.

В соответствии с IAS 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене реализации без расходов на продажу.

К СВЕДЕНИЮ

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016), такой метод отсутствует.

МСФО (IAS ) 7 «Отчет о движении денежных средств »

Цель настоящего стандарта заключается в требовании предоставления информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств организации в форме отчета о движении денежных средств, в котором денежные потоки за период классифицируются как потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

МСФО (IAS ) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки »

Цель данного стандарта — установить критерии выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок.

Стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других организаций.

МСФО (IAS ) 10 «События после отчетного периода »

Цель стандарта — определить случаи, когда организация должна корректировать показатели финансовой отчетности с учетом событий после отчетного периода.

Стандарт содержит требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий, произошедших после отчетной даты.

Событиями после отчетной даты считаются такие события, которые имеют место в период между отчетной датой утверждения финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 11 «Договоры на строительство »

Цель настоящего стандарта — установить порядок учета выручки и затрат, связанных с договорами на строительство. В связи с характером деятельности, осуществляемой по договорам на строительство, дата начала такой деятельности и дата ее завершения, как правило, приходятся на разные отчетные периоды. Таким образом, основной задачей учета договоров на строительство является распределение выручки и затрат, связанных с договором, по отчетным периодам, в которых проводятся строительные работы.

МСФО (IAS ) 12 «Налоги на прибыль »

Цель данного стандарта — определить порядок учета налогов на прибыль. Главный вопрос учета налогов на прибыль заключается в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия:

  • будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаны в отчете о финансовом положении организации;
  • операций и других событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS ) 16 «Основные средства »

Цель стандарта — определить порядок учета основных средств, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях организации в основные средства и об изменениях в таких инвестициях.

Главные вопросы в учете основных средств:

  • признание активов;
  • определение балансовой стоимости активов;
  • амортизация;
  • убытки от обесценения.

Основные средства — это материальные активы, которые:

  • отвечают требованиям признания активов;
  • предназначены для использования в производстве, выполнения работ, оказания услуг, для сдачи в аренду, для административных целей;
  • предполагается использовать в течение более чем одного периода.

МСФО (IAS ) 17 «Аренда »

Целью настоящего стандарта является определение надлежащей учетной политики и состава информации, подлежащей раскрытию, в отношении договоров аренды для арендаторов и арендодателей.

МСФО (IAS ) 18 «Выручка »

Цель стандарта — определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов операций и событий.

Основной вопрос при учете выручки — определить момент, когда ее необходимо признавать. Выручка признается, когда поступление будущих экономических выгод в организацию является вероятным и эти выгоды можно надежно оценить. Настоящий стандарт определяет условия, при которых будут удовлетворяться эти критерии и, следовательно, будет признана выручка. Настоящий стандарт также предусматривает практические рекомендации по применению указанных критериев.

Согласно РСБУ доход можно показать только в случае перехода права собственности на товары, для МСФО это не определяющий фактор. Что касается расходов, то для МСФО в отличие от РСБУ не обязательно документально подтверждать затраты.

МСФО (IAS ) 19 «Вознаграждения работникам »

Настоящий стандарт устанавливает правила учета и раскрытия организацией информации о вознаграждениях работникам. Цель стандарта состоит в установлении таких правил. МСФО 19 требует от организации признавать:

  • обязательство в том случае, когда работник оказал услугу в обмен на вознаграждение, подлежащее выплате в будущем;
  • расход в том случае, когда организация использует экономическую выгоду, возникающую в результате оказания услуги работником в обмен за вознаграждение.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Данный стандарт должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и о других формах государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 к государственным субсидиям относится правительственная помощь в форме передачи определенным компаниям ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем условий, связанных с предоставлением субсидий.

К СВЕДЕНИЮ

Аналогом стандарта IAS 20 в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

МСФО (IAS ) 21 «Влияние изменений валютных курсов »

Организация может осуществлять валютные операции двумя способами: заключать сделки, выраженные в иностранных валютах, или владеть иностранными подразделениями. Кроме того, организация может представлять свою финансовую отчетность в иностранной валюте.

Цель настоящего стандарта — определить, каким образом следует отражать операции в иностранной валюте и показатели иностранного подразделения в финансовой отчетности организации и как пересчитывать финансовую отчетность в валюту представления.

МСФО (IAS ) 23 «Затраты по заимствования м »

Затраты по заимствованиям, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива. Прочие затраты по заимствованиям признаются в качестве расходов.

МСФО (IAS ) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах »

Цель стандарта — обеспечить раскрытие в финансовой отчетности информации, необходимой для того, чтобы обратить внимание на возможность влияния на финансовое положение, прибыль или убыток организации факта существования связанных сторон, а также операций и остатков по операциям, включая договорные обязательства по будущим операциям с такими сторонами.

МСФО (IAS ) 27 «Отдельная финансовая отчетность »

Цель настоящего стандарта — установить правила учета и раскрытия информации в отношении инвестиций в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации при подготовке организацией отдельной финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия »

Цель данного стандарта — определить правила учета инвестиций в ассоциированные организации и требования по применению метода долевого участия при учете инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Ассоциированной организацией признается организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.

МСФО (IAS ) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике »

В условиях гиперинфляционной экономики представление результатов деятельности и финансового положения организации в местной валюте без пересчета не является полезным. Деньги теряют покупательную способность с такой скоростью, что сопоставление сумм от операций и прочих событий, произошедших в разное время, даже в пределах одного отчетного периода, вводит в заблуждение.

МСФО (IAS ) 32 «Финансовые инструменты: представление »

Цель стандарта — установить принципы, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или собственного капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств.

Стандарт нацелен на более глубокое понимание пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств организации.

В соответствии с финансовым инструментом является любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

МСФО (IAS ) 33 «Прибыль на акцию »

Цель настоящего стандарта — установить принципы определения и представления информации о прибыли на акцию, чтобы облегчить сравнение результатов деятельности различных организаций за один отчетный период или одной организации за различные отчетные периоды.

МСФО (IAS ) 34 «Промежуточная финансовая отчетность »

Цель стандарта — определить минимальное содержание промежуточного финансового отчета и установить принципы признания и оценки в полной или сокращенной финансовой отчетности за промежуточный период.

МСФО (IAS ) 36 «Обесценение активов »

Цель данного стандарта — определить порядок, который организация должна применять при учете активов, чтобы их балансовая стоимость не превышала возмещаемую сумму.

МСФО (IAS ) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы »

Цель настоящего стандарта — обеспечить, чтобы к оценочным обязательствам, условным обязательствам и условным активам применялись надлежащие критерии признания и база оценки, чтобы в примечаниях к финансовой отчетности раскрывалась достаточная информация, позволяющая пользователям понять их характер, распределение во времени и величину.

МСФО (IAS ) 38 «Нематериальные активы »

Настоящий стандарт требует, чтобы организация признавала нематериальный актив только тогда, когда выполняются определенные критерии. Стандарт также устанавливает порядок оценки балансовой стоимости нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Цель данного стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров покупки или продажи нефинансовых статей.

В стандарте определено такое понятие, как хеджируемая статья , которая является либо активом, либо обязательством или твердым соглашением, в связи с которыми организация подвергается риску изменений справедливой стоимости или будущих денежных потоков. Хеджирование финансовых инструментов заключается в частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджированных (защищаемых) статей финансовых инструментов.

МСФО (IAS ) 40 «Инвестиционная недвижимость »

Цель стандарта — установить порядок учета инвестиционной недвижимости и соответствующие требования к раскрытию информации.

Настоящий стандарт должен применяться организациями ко всем типам финансовых инструментов при признании, оценке и раскрытии информации в отношении инвестиционной недвижимости.

Инвестиционной недвижимостью является имущество (земля или здание), находящееся в распоряжении собственника или арендатора по договору финансовой аренды с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или поставках товаров или услуг либо для административных целей, а также для продажи в ходе обычной деятельности.

МСФО (IAS ) 41 «Сельское хозяйство »

Цель стандарта — установить порядок учета, представления финансовой отчетности и требования к раскрытию информации о сельскохозяйственной деятельности.

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации .

Рассмотрим пример составления и анализа консолидированной отчетности по стандартам МСФО на примере предприятия АО «Альфа», которое контролирует деятельность двух предприятий — АО «Бета» и АО «Гамма», занимающихся производством и обслуживанием агрегатов и запасных частей для автомобилей.

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (отчет о совокупном доходе) (табл. 1) схож с отчетом о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности по РСБУ.

Таблица 1. Консолидированный отчет о совокупном доходе за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Себестоимость реализации

Валовая прибыль

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

Формирование резерва под обесценение основных средств, гудвилла и нематериальных активов

Прочие операционные доходы/расходы, нетто

Операционная прибыль

Финансовые доходы/расходы, нетто

Положительные/отрицательные курсовые разницы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль за отчетный период

Кроме такого вида консолидированного отчета, можно представить более детальную информацию по некоторым статьям, например по выручке от реализации (табл. 2).

Таблица 2. Анализ выручки за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Выручка

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Из представленного анализа видно, что по всем рассмотренным видам деятельности у предприятий наблюдается рост выручки, за исключением АО «Гамма» в части ремонта автомобильных агрегатов. Такое падение произошло за счет того, что по проценту готовности одного договора АО «Гамма» основная выручка была признана в отчетности 2015 г.

Отчет о финансовом положении очень похож на бухгалтерский баланс по РСБУ. Согласно нормативным данным отчет о финансовом положении по МСФО должен включать статьи, представляющие следующие величины :

  • основные средства;
  • инвестиционная недвижимость;
  • нематериальные активы;
  • финансовые активы;
  • инвестиции, учитываемые с использованием метода долевого участия;
  • биологические активы;
  • запасы;
  • торговая и прочая дебиторская задолженность;
  • денежные средства и эквиваленты денежных средств;
  • общая сумма активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и активов, включенных в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • торговая и прочая кредиторская задолженность;
  • оценочные обязательства;
  • финансовые обязательства;
  • обязательства и активы по текущему налогу, как определено в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как определено в МСФО (IAS) 12;
  • обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  • неконтролирующие доли участия, представленные в составе собственного капитала;
  • выпущенный капитал и резервы, относимые к собственникам материнской организации.

Организация должна представлять дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги в отчете о финансовом положении , когда такое представление уместно для понимания ее финансового состояния.

Рассмотрим пример оформления отчета о финансовом положении АО «Альфа» (табл. 3).

Таблица 3. Отчет о финансовом положении, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

Изменение

тыс. руб.

Активы, всего

Основные средства

Нематериальные активы

Дебиторская задолженность

Авансы выданные

Прочие активы и инвестиции в прочие организации

Дебиторская задолженность по налогам и сборам

Денежные средства и краткосрочные депозиты

Отложенные налоговые активы

Собственный капитал, всего

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

Обязательства, всего

Кредиты и займы

Обязательства по финансовой аренде, пенсионным планам

Отложенные налоговые обязательства и прочие резервы

Кредиторская задолженность

Авансы полученные

Задолженность по налогам и сборам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Форма бухгалтерского баланса по РСБУ четко прописана в Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в то время как форма отчета о финансовом положении по МСФО отсутствует (имеется только ряд правил и статей, которые должны быть отображены в отчете).

Сумма активов (293 491 тыс. руб.) должна быть равна сумме пассивов (собственный капитал + обязательства = 293 491 тыс. руб.) аналогично оформлению бухгалтерского баланса.

На этапе составления консолидированной отчетности принято рассчитывать показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) (табл. 4).

Таблица 4. Расчет показателя EBITDA, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г., %

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Итого EBITDA

Этот показатель в последнее время особенно полюбился инвесторам и кредиторам. Такой показатель можно рассчитать только в случае, если предприятие ведет учет согласно стандартам МСФО. Нашими стандартами расчет данного показателя не предусмотрен, но все же формулу расчета для российской практики немного адаптировали, и EBITDA в таком случае будет равняться сумме прибыли от реализации и амортизационных отчислений.

Немаловажным является расчет коэффициента отношения долга к EBITDA (К од ), который отражает способность предприятия отвечать по своим обязательствам, характеризуя его платежеспособность:

К од = Обязательства / EBITDA.

К од 2015 = 220 794 тыс. руб. / 69 145 тыс. руб. = 3,19;

К од 2016 = 157 435 тыс. руб. / 54 352 тыс. руб. = 2,90.

Чем выше этот показатель, тем больше проблем у предприятия с долговыми обязательствами и тем меньше у него возможности погасить эти обязательства за счет собственной прибыли.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассмотрев особенности составления консолидированной финансовой отчетности, стоит отметить сходства с российской бухгалтерской отчетностью. В рассмотренном примере компания «Альфа» контролирует деятельность нескольких предприятий, которые формируют свою индивидуальную отчетность. Далее она составляет консолидированную отчетность, объединяя данные подведомственных ей предприятий. При этом учетные политики всех предприятий должны быть сходны в основных вопросах.

Чаще всего на практике так называемые управляющие компании спускают подведомственным им предприятиям свою редакцию учетной политики, на основании которой «дочки» должны скорректировать собственную редакцию.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее. Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ . Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них. Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы";
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 "Договоры на строительство";
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства";
  9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 "Аренда";
  10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка";
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
  12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
  13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
  14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" ;
  15. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
  16. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов";
  24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы";
  26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
  27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
  28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
  29. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
  30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
  31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
  32. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования";
  33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
  35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
  36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
  37. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
  38. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
  39. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  40. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой. Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют "Красная книга". В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года. Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

Стандарты МСФО — это нормативныйориентир для составления финансовой отчетности по международным нормам. Из нашей статьи вы узнаете об основных понятиях, принципах классификации, составе и структуре МСФО.

Международные стандарты учета и финансовой отчетности — 2016: понятие, состав и основные принципы классификации

Составление финансовой отчетности по международным нормам расширяет возможности фирмы, позволяя:

  • освоить новые сферы деятельности с помощью международного партнерства;
  • получить кредитные средства на выгодных условиях в заграничных банках;
  • выйти на иностранные фондовые рынки;
  • получить иные бонусы и преимущества.

Составить отчетность по международным нормам — это значит представить результаты своей работы на основе требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важно! МСФО — это совокупность стандартов и разъяснений, оформленных в виде отдельных документов, позволяющих составить финансовую отчетность, понятную пользователям во всех странах мира.

В общем виде МСФО-2016 представлены следующей совокупностью документов:

  • КОС ФО по МСФО (концептуальные основы составления финансовой отчетности по международным стандартам);
  • МСФО (IAS);
  • МСФО (IFRS);
  • разъяснения КРМФО (IFRIC);
  • разъяснения ПКР (SIC).

Всю совокупность международных стандартов можно по назначению классифицировать на 5 групп:

  • организационные;
  • отчетные;
  • отраслевые;
  • детализирующие;
  • вспомогательные.

Указанные группы МСФО рассмотрим в следующих разделах.

Организационные и отчетные МСФО

Организационная группа стандартов содержит общие требования к применяемой фирмой учетной системе, а также регламентирует такой важный вопрос, как вхождение в систему подготовки отчетности по международным нормам. Среди таких стандартов можно назвать:

  • МСФО (IFRS) 1 (о первом применении фирмой МСФО);
  • МСФО (IAS) 8 (о ее учетной политике).

К группе отчетных можно отнести стандарты, раскрывающие особенности составления и представления финансовых отчетов (ФО). К примеру, стандарты, посвященные:

  • нюансам ФО в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29);
  • алгоритмам представления ФО (МСФО (IAS) 1);
  • особенностям составления консолидированной и индивидуальной ФО (МСФО (IFRS) 10, МСФО (IAS) 27).

С отчетной группой международных стандартов знакомьтесь в материалах, размещенных на нашем сайте:

Группа отраслевых стандартов

В стандартах данной группы учитывается специфика отдельных отраслей и видов деятельности. Такого внимания удостоились:

  • страховая деятельность (МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»);
  • сельскохозяйственная отрасль (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);
  • учетные нюансы добывающей отрасли (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»).

Список детализирующих МСФО: основные средства, финансовые инструменты и др.

В данных стандартах расшифровываются особенности формирования показателей отчетности, поэтому эту крупную совокупность стандартов можно классифицировать по видам ФО:

  • формирующие балансовые статьи;
  • конкретизирующие строки отчета о совокупном доходе.

К 1-й группе относятся стандарты, описывающие нюансы признания и оценки разнообразных активов и обязательств, информация о которых находит отражение в отчете о финансовом положении (балансе). Перечень МСФО данной группы (частично) представлен ниже:

  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и др.

2-я группа стандартов позволяет сформировать отчет о прибылях и убытках (совокупном доходе):

  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»;
  • МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» и др.

Изучайте детализирующие МСФО с помощью материалов нашего сайта:

Вспомогательные МСФО

В данной группе стандартов конкретизируются отдельные понятия и определения, применяемые в текстах других стандартов, сущность которых требует детального рассмотрения. Например, справедливая стоимость, обесценение и др.

Понять цели и задачи вспомогательных МСФО поможет статья .

Итоги

Стандарты МСФО позволяют сформировать понятную и полезную для пользователей отчетность.

Чтобы показатели финансовой отчетности достоверно отражали финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, необходимо учитывать требования обширного перечня международных стандартов и разъяснений.

Вам также будет интересно:

Договор на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию
сельскохозяйственные компании; точки общественного питания; продуктовые и...
Кто должен проводить гидравлические испытания сосудов
Потенциально опасное оборудование необходимо регулярно и тщательно проверять. Это в полной...
Что такое маржинальность и как её рассчитать Как рассчитывается маржа в розничной торговле
Для контроля над деятельностью компании делают расчеты различных видов маржи, показатель...
Для чего проводится медосмотр
Медицинская справка ф 086 у – один из документов, необходимых для обучения в высшем учебном...
Состав и структура персонала предприятия
1. Определение потребности в персонале. 2. Определение состояния кадров на предприятии....