Юридический портал - Оlgis

Сформированные компетенции в процессе прохождения практики. «Сформировать у студента компетенции сложнее, чем дать знания. Формы текущего контроля

1

В современных условиях остро стоит проблема разработки контрольно-оценочных, измерительных, мониторинговых средств, позволяющих диагностировать уровень формирования компетенций студентов в вузе. Традиционная оценочная система не может диагностировать компетенции студента, отражая лишь их знаниевый компонент. Авторами представлена методика диагностики компетенций на основе результативности деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Представленная методика, основываясь на компетентностной парадигме, использует квалиметрический подход к оцениванию профессиональных и общекультурных компетенций студента в течение всего периода обучения. В статье описана накопительная система оценки компетенций, критерии, уровни сформированности и методы их оценивания, позволяющие осуществить диагностику образовательной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов высшего образования, руководителей подразделений вуза, методических отделов, исследователей, занимающихся вопросами диагностики образовательной деятельности.

высшее образование

компетенции

уровни формирования компетенций

диагностика

профессиональный профиль

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода): метод. пособие. / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

2. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Программно-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в условиях новых Государственных образовательных стандартов: учебно-методическое пособие. / Г.А. Шайхутдинова – Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПППО» РАО, 2012. – 164 с.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Исследовательский центр. Проблема качества подготовки специалистов, 2010. – 216 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 39 с.

5. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему: Монография. / Г.В. Мухаметзянова – Казань: Идел-пресс, 2008. – 608 с.

6. Прокофьева Е.Н. Интегративная игра в формировании профессиональных компетенций у бакалавров профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях» / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4 (49). – С. 33–38.

7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. / А.И. Субетто. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 72 с.

8. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста / Л.Р. Храпаль // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 9. – С. 88–90.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.

Основной целью современного высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста (бакалавра, магистра, аспиранта), готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях. Компетенция характеризует специфику профессиональной деятельности и качество профессиональной подготовки современного выпускника вуза. Значительным элементом компетенции является опыт - интеграция в единое целое достигнутых человеком единичных действий, способов и приемов решения задач. Выражение профессиональных компетенций предполагает постоянное обновление и рост профессиональных знаний, освоение новой информации для успешного решения профессиональных задач у студентов вуза. Впервые в образовании ставится вопрос о преемственности развития компетенций по стадиям обучения, требуется учет специфических компетенций для каждого направления профессиональной подготовки .

В текущих условиях компетентностной парадигмы существенно меняются формы обучения, происходит смещение в сторону использования активных и проблемных методов обучения, где студент может проявить свои способности в полной мере, то есть на первый план выходит задача оценивания деятельных характеристик обучения и личностных качеств студента. Соответственно возникает необходимость в такой оценочной системе, которая бы могла интегрировать все методы, способы, формы оценки и иметь накопительный характер в течение всего периода обучения . Требуется изменение системы контроля знаний студентов в вузе, разработка такой оценочной системы, которая бы адекватно отражала процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций, как результата высшего образования, определяемого способностью и готовностью выпускника выполнять профессиональные и социальные действия в выбранной предметной области.

Несмотря на значительное количество педагогических исследований в области формирования профессиональных компетенций и в области стандартизации и оценки качества образования на основе компетентностного подхода , квалификационные требования к современному специалисту со стороны работодателей еще находятся на этапе формирования, в то время, как процесс обучения уже построен на формировании профессиональных и общекультурных компетенций, установленных образовательным стандартом. Кроме того, разработки по универсальной оценочной системе для профессиональных и общекультурных компетенций студента в вузе на настоящий момент отсутствуют.

Компетенции, с помощью которых описываются результаты обучения, представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также способностей и личностных качеств, которые выпускник сможет продемонстрировать, получив диплом бакалавра или магистра. Общее понятие профессиональной компетентности рассматривается с точки зрения конкурентоспособности специалиста на рынке труда, ответа на запросы работодателя, готовности качественно выполнять определенные действия.

Особенность компетенции, как результата образования, состоит в том, что она: является интегрированным результатом обучения, проявляется и существует в форме деятельности, а не информации о ней; связана со значительным количеством объектов действия, наращивается совместно с другими компетенциями, формируя профессиональную компетентность; компетенция, как действие, проявляется не автоматически, а осознанно и многократно проявляясь, образует профессиональный опыт. Компетентностный подход в большей степени направлен на достижение качества подготовки, отвечающего экономическим и социальным общественным потребностям, создавая баланс между востребованностью на рынке труда и интересами и профессиональной реализацией личности.

Для оценки профессиональных и общекультурных компетенций, нами предлагается использовать квалиметрический подход, обеспечивающий измерения в числовой форме или в условных показателях; включающий сочетание методов исследования, нацеленных на получение разносторонних сведений об объекте, отслеживание динамики изменения его показателей и анализ возможных отклонений и обеспечивающий переход от качественного, одностороннего описания явлений к объективным, точным методам проверки и обобщению результатов обучения студентов.

1 шаг. Определение профессиональных и общекультурных компетенций и их структуры по направлению обучения;

2 шаг. Определение методов формирования профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

3 шаг. Формирование базы контрольно-оценочных средств диагностики профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

4 шаг. Формирование профессионального профиля студента вуза, включающего интегрированную оценку всех профессиональных и общекультурных компетенций.

5 шаг. Анализ результатов диагностики профессиональных и общекультурных компетенций с позиций студента, преподавателя, администрации вуза, работодателя.

Данный алгоритм реализует структурирующую функцию (учет требований стандарта, работодателя, администрации вуза) к целям и содержанию обучения, контрольную функцию (разработку контрольных оценочных средств, их информационное обеспечение и непрерывный мониторинг) и управляющую функцию (на основе корректировки процесса освоения учебного материала дисциплины по результатам диагностики компетенций).

Мера компетенции - применение на практике знаний, умений, навыков в условиях лимита времени, дополненная личностными качествами - мотивацией, дисциплинированностью, организованностью, целеустремленностью и др.

На начальном этапе разработки диагностического инструментария необходимо для каждого направления обучения проанализировать ФГОС и выделить типы деятельности и набор профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для их освоения. Мы предлагаем в качестве структурных компонент профессиональных компетенций: когнитивный (полнота и обобщенность профессиональных знаний), деятельностный (развитие и формирование профессиональных умений, навыков), коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать управленческие решения), аксиологический (нравственно-ценностные позиции) компоненты, которые могут формироваться на трех оценочных уровнях - низком (репродуктивная деятельность), среднем (самостоятельная продуктивная деятельность), высоком (самостоятельная творческая деятельность) .

Вторым этапом алгоритма диагностики компетенций является определение содержания обучения по каждой дисциплине и совокупности педагогических форм, методов и технологий, способствующих формированию профессиональных и общекультурных компетенций. Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В подготовке современных выпускников ведущими формами выступают активные методы обучения, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. В течение обучения студент непременно должен выполнять точные действия в квазипрофессиональной среде, схожие с теми, которые будут иметь место в его профессиональной деятельности. Особенно успешным применение активных методов, как педагогических технологий, с нашей точки зрения, может быть после производственных практик, где студенты получают конкретные знания по состоянию предприятий, территорий региона, имеют возможность работать с нормативной документацией, осваивают рабочие места.

Безусловно, свой вклад в данную оценку вносит и уровень сформированности компетенций в традиционном обучении (лекции, практика, лабораторные работы, семинары), личностное развитие обучаемого, внешние факторы и др. Однако, эмпирические наблюдения за студентами в ходе профессиональной подготовки демонстрируют повышение заинтересованности и профессиональной направленности, овладение профессиональными терминами, способами общения и взаимодействия, именно в рамках активных методов обучения.

Для каждого вида занятий, разработанных в рамках учебного плана и программы дисциплины, сформированного набора педагогических технологий, необходимо определить способ оценки компетенций.

Компетенции, как таковые, имеют когнитивную (знание и понимание профессионально значимой информации), деятельностную (знание, как действовать) и личностную (знание, как быть) основу. Достижения бакалавров представляют собой количественные и качественные показатели освоения имитационной профессиональной деятельности и отражают процесс развития и движение к цели профессиональной подготовки - высокому уровню компетенций. Следовательно, к результатам формирования профессиональных и общекультурных компетенций следует относить освоенные компетенции, ценностные отношения, сформированные личностные качества.

Когнитивную и частично деятельностную основу компетенций, формируемых в рамках лекционных, практических и лабораторных занятий, можно проверить с помощью традиционных оценочных средств: устных и письменных опросов, самостоятельных и контрольных работ, системы тестовых заданий для входного, текущего и итогового видов контроля с учетом целей диагностики. Тестовые задания строятся с учетом таксономии целей с использованием проблемных и ситуационных задач.

В рамках активных методов обучения (деловые игры, проектные методы и прочее) нами рекомендуется использование экспертной оценки профессиональных и общекультурных компетенций, как способа диагностики действий студентов (проявления компетенции). Каждой компетенции, проявляемой студентом, ставится в соответствие действие или событие, фиксируемое экспертом, кроме того, оценивается также и конечный результат задания (цель активного метода - разработанный проект или достигнутый уровень, решенная проблема). Соответственно, каждое действие студента должно фиксироваться в специальной карте компетенций, где учитывается, кроме проявленного уровня (низкий, средний высокий) еще и личностный вклад, то есть, проявлена ли эта компетенция в самостоятельной или в групповой деятельности.

Для определения уровня профессиональных и общекультурных компетенций в ходе активных методов обучения необходимо в среднем 5 прецедентов, позволяющих произвести диагностику. Общий результат по теоретическому и практическому освоению дисциплины накапливается в специально организованной автоматизированной базе данных, позволяющей осуществить анализ пробелов обучения для их своевременной коррекции (как для студента, так и для преподавателя).

Профессиональный профиль студента нами предлагается построить для каждого направления подготовки на основе установленных стандартом профессиональных и общекультурных компетенций. Идеальное состояние - достижение высокого уровня (самостоятельной творческой деятельности) по всем компонентам выделенных компетенций считать за профессиональный профиль, например, если в рамках рассмотренного направления и профиля подготовки формируются профессиональные компетенции (ПК1-ПК18) и общекультурные компетенции (ОК1-ОК11), то профессиональный профиль можно представить в виде 100 % соответствия (рисунок).

Соответствие уровня профессиональных и общекультурных компетенций студента профилю профессии для студента

По результатам освоения каждой дисциплины, после каждой контрольной процедуры происходит заполнение базы данных. Накопительная оценка студента представляет собой аддитивную оценку всех его действий в рамках одной дисциплины. Каждая дисциплина и ее контрольные этапы имеют определенный удельный вес (процент участия) в формировании тех или иных профессиональных и общекультурных компетенций. Суммарный результат по всем дисциплинам в ходе всего обучения накапливается в личной базе студента, где по итогам семестра определяется соответствие студента профилю профессии.

На заключительном этапе предлагаемого алгоритма диагностики профессиональных и общекультурных компетенций проводится анализ результативности обучения на уровне каждого студента, студенческой группы, изучаемой дисциплины в ходе выбранных временных промежутков (неделя обучения, семестр, учебный год, весь период обучения) для объективного анализа и возможной корректировки процесса обучения.

Опытно-экспериментальное внедрение предлагаемого диагностического инструментария в педагогическую практику Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (для выпускающей кафедры (промышленной и экологической безопасности) и общеобразовательной кафедры (вычислительной математики)) продемонстрировало ее эффективность, определяемую:

Обновлением содержания дисциплин, в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей в современных условиях, что усиливает профессиональную направленность образования;

Подбором продуктивных педагогических технологий с использованием активных и интерактивных методов обучения для формирования выделенных профессиональных компетенций;

Совершенствованием контрольных оценочных средств дисциплины;

Автоматизацией системы сбора, хранения и анализа информации;

Прозрачностью учебного процесса для администрации вуза;

Усилением мотивации и повышением успеваемости студентов, участвующих в эксперименте, в среднем на 28 %.

Использование данной оценочной системы позволяет:

Получить оценку достижения компетенций индивидуально каждым студентом по каждой дисциплине, теме и виду занятий;

Определить индивидуальные качества каждого студента, их профессиональную пригодность, личностные качества, такие как: работа в группе, поведение и умение работать в команде, лидерские качества и т.д.;

Диагностировать пробелы в усвоении студентами знаний, умений, навыков во время традиционного обучения и компетенций в ходе активных методов обучения и осуществить их своевременную коррекцию;

Получить полную информацию о профессиональных навыках студента администрации вуза и потенциальным работодателям.

Современные условия образовательной деятельности предполагают, что его результатом станет не количество знаний, полученных студентом, а его способность и готовность работать в выбранной профессиональной сфере, конкурентоспособность на рынке труда.

Определение методики диагностики компетенций выпускника вуза, необходимых критериев и характеристик с использованием информационных автоматизированных средств дает возможность преподавателю осуществить мониторинг собственной деятельности и деятельности студента, определяя необходимые для корректировки аспекты.

Для студента в ходе диагностики профессиональных компетенций происходит процесс моделирования собственной профессиональной деятельности, а также вырабатывается стратегия профессиональной подготовки в вузе в зависимости от выбранного профиля будущей деятельности. А также в ходе диагностики у студентов формируется система ценностей, которая характеризует цельность личности, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, отношение к себе, к познанию, к своей будущей профессии.

Вступление России в Болонский процесс и изменение модели высшей школы предполагают смещение акцентов с содержания образования на его результаты, которые должны стать прозрачными и для самого выпускника, преподавателей и администрации вуза и для работодателя. Работодатель должен быть осведомлен об успехах бакалавра или магистра в образовании, его способностях применять свои профессиональные знания, умения, навыки на практике для определения рабочего места и вида профессиональной деятельности. Предлагаемая методика является универсальным диагностическим инструментом, имеет возможность адаптации к любому направлению подготовки в системе высшего образования, легка в применении, имеет возможность встраивания в информационную систему университета.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией гуманитарной подготовки в профессиональном образовании, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 19.02.2015.

Библиографическая ссылка

Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 797-801;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36936 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

Готовы ли вузы к переходу на новые стандарты?

Судя по тем вопросам, которые мы получаем от коллег, и по полемике в Интернете можно сделать вывод, что на сегодняшний день вузы к этому не очень готовы. Однако до перехода на стандарты третьего поколения, то есть для разработки образовательных программ с учетом новых требований и переформатирования курсов, осталось всего полгода. Ситуация осложняется тем, что никакой апробации в пилотных учебных заведениях с последующим распространением полученного опыта предусмотрено не было.

Что же вызывает больше всего сложностей?

На мой взгляд, это компетентностный подход, на основе которого построены стандарты третьего поколения, а также переход к системе кредитных единиц.

Конечно, можно на уровне лозунгов заявить, что если раньше студент должен был «знать то-то и то-то», то теперь он должен «владеть тем-то и тем-то». Но даже в этом случае не уйти от ответа на вопрос, как измерить результаты – полученные студентами компетенции. Наработанные годами практики оценивания, которыми владеет профессорско-преподавательский состав, совершенно не пригодны для того, чтобы измерять компетенции.

Я бы хотел подчеркнуть, что компетентностный подход не предполагает отказа от знаниевой модели, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Компетенция не имеет фиксированного содержания – мы говорим, например, о способности человека получать знания, применять их, излагать их в статьях, эссе, презентациях.

Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей.

Главное в «знаниевой» модели – чтобы студент мог давать определения социологических понятий, рассказывать об их происхождении. А в рамках «компетентностной» модели подход другой: студент должен использовать необходимые социологические понятия при анализе реальных ситуаций. Например, ему уже недостаточно будет дать определение того, что такое аномия, а нужно будет применить данный концепт для объяснения некоторой прожективной ситуации. Или не просто сказать, что такое регрессия и какие виды регрессий существуют, а выбрать из предлагаемых задач те, которые могут быть решены при помощи регрессионного анализа, и сделать соответствующие расчеты.

Что меняется в работе преподавателя при переходе на компетентностный подход?

Во-первых, преподаватели должны понимать, какие компетенции формирует конкретный курс или группа читаемых ими курсов. Во-вторых, они должны научиться измерять эти компетенции, а для этого соответствующим образом формировать свой тематический план и подобрать к нему методики.

На такую модель может легко перейти только тот преподаватель, который не просто перетолковывает чужие статьи, а сам ведет исследования и использует те или иные теоретические модели или методы, например, анализа данных для изучения социальной реальности в социологии. Но доля преподавателей, которые проводят исследования, сегодня очень низка, это известный факт.

В этом смысле социология, пожалуй, находится в более выигрышном положении, чем многие другие социально-гуманитарные направления. Преподаватели социологических факультетов зачастую участвуют в маркетинговых и электоральных исследованиях, и остается только «отрефлексировать» этот опыт, переформулировать его в научных терминах и перенести в учебный процесс. Стандарт второго поколения не создавал соответствующих стимулов для преподавателей, а благодаря стандарту третьего поколения вузы получили возможность скорректировать образовательную программу, разрабатывая, например, курсы по выбору, исходя из исследований, которые ведут их преподаватели.

В стандартах третьего поколения для бакалариата вариативная часть составляет до 50% учебного времени, для магистратуры – до 70%. Как эта норма будет реализовываться на практике?

Вузы обязаны предоставить студентам выбор дисциплин, а также возможность участвовать в создании программы своего обучения. Решения о наполнении и распределении вариативной части по годам обучения будут принимать ученые советы.

Стандарт второго поколения предъявлял более жесткие требования к номенклатуре курсов, а в результате оказывалось, что под одним и тем же названием подавались совершенно разные предметы. Сейчас вуз может сформировать программу, исходя из интересов и опыта своих преподавателей, студентов, с учетом потребностей регионального рынка труда и своих академических традиций. Преподаватели могут приходить в аудиторию не с тем материалом, который нужно подогнать под стандарт, а с тем, который может хорошо быть представлен в вузе.

Изменится ли в связи с переходом на новые стандарты роль социологических курсов при подготовке гуманитариев-несоциологов?

Здесь все зависит от самих преподавателей социологии – ведь теперь стандарт дает свободу не только студентам, но и преподавателям, и в целом вузам.

При переходе на новый стандарт обострится конкуренция на социологических факультетах технических и педагогических вузов, а также между гуманитарными кафедрами тех вузов, где таких факультетов нет, а социологию преподают в рамках общекультурной подготовки, как философию. Социологи будут вынуждены конкурировать за учебные часы со своими коллегами с кафедр психологии, философии, менеджмента, поскольку новые стандарты позволяют формировать каждую компетенцию средствами разных дисциплин. И это - лишний стимул для кафедр социологии обновить программу, доказать преимущества своих курсов, первыми осмыслить компетентностые преимущества своего предмета.

Неоднократно говорилось, что при переходе на новые стандарты вузы будут внедрять единую систему академических кредитных единиц для улучшения академической мобильности.

Да, новый стандарт создает благоприятные условия для использования системы кредитных единиц для облегчения мобильности студентов. Сейчас переход из одного вуза в другой сопряжен с большим количеством бюрократических сложностей: получение академической выписки, взаимозачет курсов. Нет никаких четких правил, что студенту перезачтут при переходе, а что нет. Введение системы академических кредитов упорядочивает ситуацию.

Конечно, в разных странах кредитные системы разные, и проблема Минобрнауки – сделать так, чтобы наши кредиты соответствовали зарубежным. Вообще же академическую мобильность улучшает сам факт перехода на «4 2»: бакалавриат можно окончить в одном вузе, магистратуру – в другом.

Стандарт по направлению «Социология» и для бакалавриата, и для магистратуры, разработанный консорциумом вузов с участием Высшей школы экономики, победил в конкурсе, проводимом Минобрнауки. Причем это был один из немногих случаев, когда в Совет по стандартам был представлен не один проект, а два, второй – от учебно-методического объединения (УМО) по социологии. УМО продолжает работать на базе МГУ и сегодня. Как в связи с этим будет организована работа по внедрению стандарта в вузах? Кто ее будет проводить?

Примерную основную образовательную программу (ООП) для вузов предлагают те, кто разработал сам стандарт. В настоящее время – после длительной паузы, вызванной неопределенностью с тем, как и кем будет финансироваться эта работа – консорциум вузов-разработчиков взялся за решение этой – прямо скажем, непростой – задачи. В ООП будут включены программы более 60 дисциплин, также планируется создать контрольно-измерительные материалы (КИМы). Часть из них разрабатывает НИУ ВШЭ, часть – вузы-партнеры по нашему консорциуму. Это большая работа, которая требует усилий многих квалифицированных специалистов. И такие специалисты в Вышке и вузах-партнерах есть. На основе всех этих материалов вузы смогут разработать свои программы и рабочие учебные планы.

Есть реальная опасность, что на местах ныне существующая идеология учебного процесса будет просто объявлена «компетентностной». В этом случае разрабатываемая нами сейчас примерная образовательная программа будет ориентиром для вуза и внешнего аудитора для оценки степени проработанности локальных программ.

Мы будем постоянно осуществлять методическую поддержку внедрения стандартов - по разработке дизайна новых образовательных программ, учебных курсов, программ практик, использованию системы зачетных единиц и проч. Это будет делаться на двух порталах – ГУ-ВШЭ ВШЭ и федеральном образовательном портале «Экономика, Социология. Менеджмент».

Также мы планируем серию семинаров по внедрению стандарта, отдельные семинары по магистерским программам. Будем рассказывать о своем опыте, об опыте др. участников консорциума. Иначе говоря, будет развернута многосторонняя консультационная и методическая помощь тем вузам, которые захотят к ней прибегнуть.

Знают ли о преимуществах нового стандарта работодатели будущих социологов?

Как правило, работодатели плохо осведомлены о том, что представляет собой стандарт третьего поколения. Те же, кто осведомлен, не верят, что вузы будут следовать стандарту – ведь куда проще выдавать за новые разработки то, что у них уже есть. Поэтому нужно объяснять сообществу работодателей те преимущества, которые содержит стандарт, и их роль будет заключаться в том, чтобы побуждать вузы следовать стандарту, а не просто произносить правильные слова.

Вообще же на сегодняшний день работодатели предъявляют к работникам требования, общий смысл которых сводится к формуле известного героя Грибоедова - «умеренность и аккуратность». Ничего, кроме некоторого набора общекультурных компетенций, от выпускников не требуется.

Причина в том, что, получая на протяжении длительного времени от вузов таких работников, которые не обладают собственно профессиональными навыками, работодатели вынужденно смирились с этим. Они нанимают выпускников вузов на низшие позиции и либо доучивают их сами (но зачем тогда вузы?), либо переманивают опытных сотрудников друг у друга. Если работодатели в лице торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций смогут, например, помочь вузам с организацией производственных практик, сформировав четкие запросы к набору и уровню навыков, которыми должны обладать по выходе из вуза специалисты в области маркетинговых исследований, связей с общественностью, других релевантных сфер деятельности, куда направляются обычно в подавляющем большинстве выпускники социологических факультетов, то качество молодых специалистов станет гораздо выше.

В социологии, как и во многих других социально-гуманитарных науках, нет профессиональных стандартов. Это связано с особенностью организации отрасли, для которой мы готовим. Поэтому нам пришлось взять на себя обязанность сформировать список компетенций выпускника, хотя это должны были делать работодатели и профессиональные ассоциации.

Например, мы сейчас можем четко показать различия между магистром и бакалавром. Если бакалавр - это исполнитель в исследовании, то магистр - организатор, инициатор исследования. Точно так же в инженерии есть техник, а есть конструктор. Это наш первый шаг навстречу отрасли, потому что сейчас мы лучше понимаем ее требования к выпускнику, чем она сама. Исследования показывают, что отрасль ставит личностные компетенции выше профессиональных, а что такое профессиональные компетенции, работодателям может быть и совсем неизвестно. У нас умение человека написать структурированный текст считается латентной функцией изучения логики и философии, а не следствием их изучения, как в случае с компетентностным подходом. Мы должны стандартизировать минимальное пороговое значение того, что должен уметь социолог, и постепенно сформировать спрос на профессиональные социологические компетенции у абитуриентов, студентов и работодателей.

Беседовала Екатерина Рылько

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции.

6.1. Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ок):

Достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

Культурой поведения, быть готовым к кооперации, к работе в коллективе (ОК-5);

Иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ок-12).

6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (пк):

1. в нормотворческой деятельности:

Способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

Способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

Способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

Способностью применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального прав в профессиональной деятельности (ПК-5);

Способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

Владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

2. в правоохранительной деятельности:

Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

Способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

Способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины, условия, способствующие их совершению (ПК-11);

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (ПК-14);

Способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

Способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

7. Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единиц, 3 и 6 недели, 162 академических часа.

Разделы

(этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудо-

емкость в

часах

Формы текущего контроля

Подготовитель-ный этап

Студент:

Присутствует на лекции, посвященной вопросам организации, содержания осуществляемой работы и особенностям прохождения производственной практики;

Выбирает место прохождения практики;

Разрабатывает календарный план-график работы в учреждении, предоставившем базу прохождения практики;

Проходит производственный инструктаж;

Изучает правила внутреннего трудового распорядка, действующего в учреждении;

Знакомится с требованиями трудового законодательства;

Изучает нормативно-правовую базу организации и деятельности правоохранительного органа, а так же методические и нормативные материалы по правовой деятельности;

Изучает структуру, функции и компетенции правоохранительного органа;

Уясняет проблемы в деятельности учреждения.

Консультация у ответственного за практику на кафедре и по месту прохождения практики у практического работника, прикрепленного к студенту в качестве руководителя практики

Экспериментальный этап (сбор, обработка и анализ полученной информации, практическая работа по выполнению заданий)

Студент, применительно к конкретным условиям органов прокуратуры и судов, в которых он проходит практику, и с учетом указаний руководителя практики:

Ведет ежедневные записи в дневнике с указанием вида и сроков проделанной работы и представляет дневник руководителю практики от учреждения для подписи;

Изучает информационные ресурсы учреждения, осваивает методики поиска необходимой информации;

Усваивает порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

Разрабатывает или участвует в разработке документов правового характера;

Оформляет документы в соответствии с установленным порядком;

Осуществляет подготовку совместно с другими подразделениями учреждения предложений об изменении действующих или отмене утративших силу нормативных актов, изданных в организации;

Ведет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам с применением технических средств, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях;

Производит учет действующего законодательства и других нормативных актов;

Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности учреждения, проектам нормативных актов;

Анализирует правоприменительную практику учреждения;

Осуществляет сбор необходимой документации (копий или образцов документов), с которой студент непосредственно работает на практике, или в составлении которой принимает участие;

Производит сбор, обработку, систематизацию и анализ фактического и литературного материала;

Дает справки и консультации (или присутствует при проведении консультаций) по правовым вопросам;

Выполняет другие работы и отдельные поручения в соответствии с указаниями руководителя практики.

Запись и отметки в дневнике практики. Наличие характеристики.

Заключительный этап (подготовка дневника и отчета по практике)

Студент:

Оформляет

а) дневник прохождения производственной практики;

б) приложение к отчету;

в)отчет о прохождении производственной практики;

Предоставляет отчет и дневник о прохождении практики на проверку руководителю практики от кафедры.

Наличие правильно оформленных дневника и отчета.

Собеседо-вание-консуль-

Приложение 1

Планируемые результаты программы практики

Лечебное дело

Производственная практика, клиническая

(помощник врача стационара)

1.Цель практики: .является овладение студентами основными функциями профессиональной деятельности врача стационара, становление и развитие профессиональной компетентности, формирование профессионально значимых качеств личности.

2.Задачи практики:

1. Сформировать способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

2. Сформировать способность и готовность к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

3. Сформировать способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

4. Сформировать способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, и умение написать медицинскую карту амбулаторного больного.

5. Сформировать способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

3. Объем практики: 324 часа, 6 недель - по 2 недели по расписанию в акушерстве и гинекологии, в терапии и в хирургии.В одной рабочей неделе 54 часа из них 36 часов в ЛПУ на рабочем месте по 6 часов в день 6 дней в неделю (график работы можно корректировать) и 18 часов самостоятельной работы (по 3 часа в день на изучение литературы, оформление дневников и отчетов).



4. Место практики в структуре ОПОП ВО: Производственная клиническая практика является составной частью программы подготовки специалистов по специальности 31.05.01 Лечебное дело, относится к блоку Б2 – практики, раздел Б2.П - производственная практика и проводится на 4 курсе в конце 8 семестра.

Требования к предварительной подготовке обучающегося: Биоэтика,Правоведение, Топографическая анатомия и оперативная хирургия, Микробиология, вирусология, Фармакология,Патофизиология, клиническая патофизиология, Гигиена, Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения,Эпидемиология, Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия, Акушерство и гинекология,Факультетская терапия, профессиональные болезни, Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, Общая хирургия, лучевая диагностика, Факультетская хирургия, урология, Травматология, ортопедия, Медицина катастроф, Русский язык и культура речи, Клиническая анатомия,Теоретические основы изучения ухода за больными, Сестринское дело.

Место и время проведения практики: стационар с отделениями терапевтического, хирургического и акушерско-гинекологического профиляс 04.06.2018 по 14.07.2018

5. Форма проведения практики: дискретно (концентрированная)

Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики

Формируемые профессиональные компетенции

ОК-5- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

ОПК-5-способность и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

ОПК-6-готовность к ведению медицинской документации

ОПК-8 - готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач

ОПК-11- готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи

ПК-1 -способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

ПК-2-способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения

ПК-5готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

ПК-6способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра

ПК-7-готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека

ПК-8-способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами

ПК-9-готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

ПК10-готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи

ПК-12-готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов

ПК-14-готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении

ПК-15-готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний

ПК-16-готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни

ПК-17-способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

· этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;

· современную классификацию заболеваний;

· клиническую картину, особенностей течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

· методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику);

· критерии диагноза различных заболеваний;

· методы лечения и показания к их применению;

· клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов.

Уметь:

· определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);

· оценить состояние пациента и принять решение о необходимости оказания ему медицинской помощи;

· провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечнососудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;

· установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевных пациентов;

· оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);

· поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

· наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достаточного результата;

· интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;

· определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидроторакса, пневмоторакса и др.;

· поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

· сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических (хирургических, акушерско-гинекологических) действий, с учетом особенностей течения болезни и ее лечения;

· сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

· подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, госпитализация;

· назначить этиотропное и патогенетическое лечение в соответствии с алгоритмами и стандартами ведения больных ипроводить лечение под контролем врача;

· использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;

· оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

· проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти;

· проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих лечения,

· осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни;

· планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды.

Владеть:

· методами общеклинического обследования;

· интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

· алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;

· алгоритм постановки и обоснования развернутого клинического диагноза;

· основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

· алгоритмом выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

· оформлением медицинской документации - карта амбулаторного больного, история болезни, рецепты и т.д.

Согласовано:

Руководитель практики от организации:

Должность___________________ ________________________

Ф.И.О. подпись

Руководитель практики от Университета

Должность

руководитель центра практики МИ СурГУ, к.м.н., доцент Бурмасова А.В./_____________

Ф.И.О. подпись

Подписи сторон:

Проректор по учебно-методической работе Руководитель организации

__________________ Е.В. Коновалова_______________/_________


Приложение 2

Совместный рабочий график (план) проведения практики

Лечебное дело

Вам также будет интересно:

Что такое маржинальность и как её рассчитать Как рассчитывается маржа в розничной торговле
Для контроля над деятельностью компании делают расчеты различных видов маржи, показатель...
Для чего проводится медосмотр
Медицинская справка ф 086 у – один из документов, необходимых для обучения в высшем учебном...
Состав и структура персонала предприятия
1. Определение потребности в персонале. 2. Определение состояния кадров на предприятии....
Как оплачивается больничный в беларусии
Насколько это будет оправдано в масштабах всей страны – будет известно после введения...
Механика проекта Тотальная Читка!
Участники могут приобрести 3 пакета участия : * Месячное участие - минимум 20 конспектов за...